Zeppelin

Zeppelin

Появлению на свет Maybach Zeppelin способствовали успехи германской авиации. В 1929 году гигантский трансконтинентальный дирижабль Graf Zeppelin, пилотируемый Хуго Эккереном, за 448 часов сделал оборот вокруг земного шара – для Германии, которая совсем недавно проиграла войну, была связана условиями Версальского договора и погрязла в безработице и инфляции, это стало предметом гордости. Для Maybach Motorenbau Gesellschaft это было даже больше чем событие, ведь именно ее 12-цилиндровые моторы без единой поломки проработали весь полет. Директор фирмы Карл Майбах начал создание нового автомобиля, нареченного прославленным именем Zeppelin.

Немецкий журнал Allgemeine Automobilzeitung в № 35 за 1933 год так писал о Maybach Zeppelin: «Его можно причислить к очень небольшому числу представителей высшего автомобильного общества. Он очень внушителен и солиден, неумеренно роскошен в своей инженерной разработке и доступен немногим избранным, причем не только по числу построенных экземпляров».

Самым требовательным

Ремарка об инженерии не случайна. Главным в конструкции автомобиля стал двигатель, ведь Maybach в первую очередь моторостроительная компания. Взяв за основу двигатель дирижабля Graf Zeppelin, Карл Майбах кардинально переработал его, приспособив для автомобиля. Максимальное число оборотов уменьшилось, зато теперь 7-литровый мотор выдавал 150 л.с. при 2800 об/мин. Но главными показателями для Майбаха были крутящий момент двигателя и сравнительно небольшая масса, полученная за счет использования легких сплавов, пришедших из авиации.

Кроме собственного имени – Zeppelin, новая модель получила и буквенно-цифровой индекс DS7, что расшифровывается как doppelsechs siebenliter – сдвоенная «шестерка» объемом 7 л. В 1931 году появился еще более мощный автомобиль модели DS8, предназначенный для самой требовательной публики. Как следует из названия, объем двигателя теперь составил 8 л, а мощность – 200 л.с. За несколько лет производства было заказано всего 25 экземпляров DS8.

Zeppelin расходовал до 30 л топлива на 100км пробега, аобъемтопливного бака равнялся 135 л. Для управления этим монстром требовался шофер с «грузовой» лицензией: по немецким законам легковыми считались автомобили массой до 2,5 т. Масса Maybach переваливала за три тонны – только шасси весило 1850 кг.

Большой выбор

Трансмиссия Maybach Zeppelin – одна из самых сложных в мире. Модель DS7 имела 3-ступенчатую коробку передач и мультипликатор: водитель выбирал режим движения из шести различных вариантов. Переключатель передач находился на рулевой колонке, а привод осуществлялся через специальный вакуум-аппарат. DS8 получил еще более сложную систему, которая обозначалась DSG – doppelschnellgang, или двойная скоростная передача. Теперь коробка и уже два мультипликатора объединялись в единый узел. На рулевой колонке остались прежние два рычажка, и еще один дополнительный появился на полу – им водитель выбирал один из трех основных режимов: обычный, пониженный или задний ход. А переключения основного режима он осуществлял с помощью рычажков на рулевой колонке. Итого выходило 18 передач! Сцеплением шофер пользовался, только когда автомобиль трогался с места. Самой малой скоростью Zeppelin была скорость пешехода – число оборотов двигателя при этом составляло 250 об/мин. Максимальная же достигала 150–170 км/ч. Переключение многочисленных передач происходило совершенно бесшумно – только вакуум-аппараты издавали тихий шепот. Чтобы переключить передачу, водитель двигал рычажок на руле, потомсбрасывал газ на пару секунд, передача переключалась, он снова добавлял газа. Вообще, вакуумных устройств в машине было много – даже тормозная система имела вакуумный усилитель фирмы Bosch-Dewandre.

Совершенно поразительными при таких сложных двигателе и трансмиссии выглядели подвески обоих мостов – на продольных рессорах с гидравлическими амортизаторами. Maybach Zeppelin не имел даже привычной ныне карданной передачи: к балке моста приваривалась труба, которая соединяла главную передачу с коробкой. Чтобы облегчить замену колес на 20-дюймовых дисках, шасси получило гидравлические домкраты.

Вне времени

Подобно другим европейским производителям люксовых автомобилей (Bugatti, Rolls-Royce, Hispano-Suiza), фирма Maybach изготавливала только шасси и двигатель, отдавая постройку кузова специализированным ателье. Цена этого «полуфабриката» равнялась 27 000 рейхсмарок, и еще столько же требовалось выложить за изготовление кузова. Главным «придворным» ваятелем кузовов на шасси Maybach являлось предприятие Spohn из города Равенсбург, который находился в 20 км от заводов Maybach Motorenbau. Именно оттуда вышло большинство готовых экземпляров модели Zeppelin, да и всех Maybach вообще. А название Spohn дало в русском языке обозначение шпону – сорту тонкой фанеры. К слову, фанера тогда широко использовалась в кузовном производстве: настилы полов, боковые панели, салонные перегородки, внутренности дверей – все это делалось из шпона.

Представленный экземпляр с номером шасси 1387 и номером двигателя 25041 получил 4-дверный кузов от ателье Spohn – это один из самых роскошных автомобилей в серии DS8. Длинная колесная база в 3735 мм позволила сделать кузов 7-местным, расположив дополнительный третий ряд откидных сидений. Нынешний владелец автомобиля – музей MercedesBenz. Он и провел полную реставрацию машины. Теперь двигатель раритета работает, как и 70 лет назад, совершенно бесшумно и развивает положенные ему 200 л.с.

Подпишитесь на «За рулем» в