Смерть с мигалкой
На общем фоне число таких происшествий сравнительно невелико. Однако удручает сама тенденция: люди, по долгу службы обязанные следить за соблюдением закона, сами же его и нарушают. Причем порой делают это цинично, никого не стесняясь и не заботясь о последствиях. Что и говорить, чаша народного терпения полна до краев. Последнее подтверждение тому – акция «Черные флаги», прошедшая 26 августа в нескольких городах России. И у нас в столице тоже состоялась, правда, весьма малочисленная и быстро прекращенная бдительными стражами порядка. Акция была приурочена к 40-му дню гибели в ДТП петербуржца Евгения Григоровского.
Питерское дело
Прецедентов, когда безответственное поведение стражей порядка оборачивается трагедией на дороге, десятки. Обстоятельства некоторых ДТП просто шокируют. Тут и алкогольное опьянение, и оставление покалеченных людей в беспомощном состоянии, и неоправданно мягкие приговоры, вынесенные виновникам ДТП в погонах… Неудивительно, что недавняя питерская авария, в которой «засветилась» машина ГИБДД, вызвала шквал эмоций.
Напомним, ЧП произошло 20 июля на Дальневосточном проспекте, после того как молодой человек, водитель Opel Calibra, вынужден был уходить от лобового столкновения с Ford (госномер 0358 78 rus), принадлежащим одной из служб автоинспекции Санкт-Петербурга. При этом Ford, объезжая пробку, шел по встречной полосе с включенным проблесковым маячком, но, вероятнее всего, без достаточно внятного звукового сигнала. В результате неудачного маневра 24-летний Евгений Григоровский, управлявший Opel, врезался в мачту освещения и от полученных травм скончался на месте. Парень буквально накануне получил диплом о высшем образовании. Он был старшим мужчиной в семье… А что же доблестные гаишники, машина которых стала как минимум одной из причин этой трагической смерти? С места происшествия они попросту скрылись, хотя, как считают очевидцы, не заметить случившегося экипаж ДПС просто не мог.
Мы ко многому, конечно, привыкли. Но чтобы вот так, средь бела дня, на глазах у десятков людей как ни в чем не бывало раствориться в пространстве – это уже чересчур…
… Ford-фантом
Справедливости ради стоит, наверное, сказать, что обстоятельства этого ДТП выглядят не совсем однозначно. Известно, например, что погибший Женя Григоровский не был пристегнут ремнем безопасности. Вдобавок, по показаниям части свидетелей, он превысил скорость да еще, возможно, отвлекся, собираясь закурить. С другой стороны, и ситуация, в которую он попал, была не из простых. Правильно сориентироваться в обстановке ему помешала следовавшая впереди «Газель», которая резко подала в сторону, уворачиваясь все от того же встречного Ford. Так или иначе, мы далеки от того, чтобы делать какие-то скоропалительные выводы – пусть сначала пройдет следствие. Веских оснований утверждать, что оно неизбежно будет спущено на тормозах (как заявляют сейчас некоторые горячие головы), пока нет. Хотя, не скроем, кое-какие настораживающие моменты в деле уже появились. Так, по сообщению одного авторитетного источника в ГИБДД, у него имеются данные, что автомобиль ДПС с номером 0358 78 rus в тот роковой день… вообще не покидал гаража. Выходит, аварийную ситуацию на Дальневосточном создал его фантом? Можно, конечно, допустить, что очевидцы ДТП перепутали какие-то цифры на номерном знаке. Скажем, приняли тройку за восьмерку либо наоборот. Но ведь свидетелей, повторяем, были десятки. И что же, все они хором ошиблись? На грешные мысли наводит и тот факт, что машина с вышеозначенным номером в поле зрения питерцев попадала и раньше. Причем как раз по причине экстремальных маневров. Ее «портрет» размещен в Сети на одном из блогов: регистрационный знак на фотографии виден четко.
МВД закон не писан?
Понятно, что этот снимок ничего не доказывает. Однако хочется лишний раз предостеречь руководство Госавтоинспекции. В ситуации, когда ДТП получает столь широкую огласку, любые попытки недобросовестного расследования грозят уже не локальными, а повсеместными массовыми выступлениями автомобилистов. Народ у нас, конечно, терпеливый, но всякому терпению есть предел. Кроме того, милицейскому начальству давно пора обратить внимание на проблему, ставшую главной причиной инцидента в Питере (как, впрочем, и многих других подобных ситуаций). А именно на бесконтрольное использование сотрудниками МВД своегоправа на отступление от требований ПДД, наносящее ощутимый ущерб безопасности на дорогах. В действиях экипажей ГИБДД, ППС, ОВО и прочая эта тенденция не может не настораживать, поскольку везде и всегда разговор почему-то идет лишь об ответственности обычных водителей. Особую остроту вопрос приобретает в свете недавних поправок в КоАП, предусматривающих ужесточение наказаний за нарушение правил. Не логично ли в связи с этим повысить и меру ответственности садящихся за руль правоохранителей, в частности, автоинспекторов? А для начала вкрадчиво им напомнить, что одновременное включение светового и звукового сигналов на авто оперативных служб является делом обязательным, а отнюдь не добровольным, как некоторые из них, судя по всему, полагают. Увы, дисциплинированностью здесь отличаются только «скорые» и пожарные – в отличие, например, от спецмашин, не имеющих цветографической раскраски, которые либо врубают сигналы по отдельности, либо не пользуются ими вовсе. К сожалению, по манере езды милицейские экипажи очень близки к таким «королям дорог» – с той, правда, разницей, что последние хотя бы попадают за свои художества на штрафы.
Список пополняется…
Разумеется, всем понятно: проезд правоохранителей по встречной полосе и на красный свет, поворот при наличии запрещающего знака, несоблюдение скоростного режима могут быть вызваны оперативной необходимостью. В то же время абсолютно ясно, что такая необходимость есть далеко не всегда – зачастую налицо самое беззастенчивое использование служебного положения. Рассекать по дорогам, как по чистому полю, у милиции уже давно стало привычкой. Нет сомнения, что такое поведение дискредитирует всех ее сотрудников и, выражаясь корректно, не улучшает их имиджа в глазах водителей и пешеходов. Действия же «отличившегося» в Питере экипажа дэпээсников, и прежде всего оставление ими места происшествия, вообще находятся за гранью, поэтому требуют оперативной, гласной и очень жесткой реакции со стороны федерального руководства МВД. Тем более что список ДТП с участием работников правоохранительных органов продолжает пополняться. В начале августа вМосковской области, на 39-м км Калужского шоссе, служебный автомобиль, за рулем которого находился сержант вневедомственной охраны, сбил 11-летнего мальчика. Ребенок с черепно-мозговой травмой в тяжелом состоянии доставлен в реанимационное отделение клинической больницы г. Подольска. Доподлинно известно, что парнишка переходил дорогу по пешеходному переходу.
Вина водителя в такой ситуации, как мы знаем, стопроцентна.