Что слышно у соседа

ЧТО СЛЫШНО У СОСЕДА

По одну сторону - сравнительно молодые предприятия, занятые крупноузловой сборкой, и примкнувший к ним Луцкий автозавод (последний давно уже не выпускает "джипы для бедных", а собирает из российских машинокомплектов ВАЗы и УАЗы). По другую сторону - заводы-ветераны, ориентированные на полномасштабное производство, прежде всего ЗАЗ и львовский ЛАЗ. Оба лагеря активно лоббируют свои интересы в украинском парламенте - Верховной Раде.

Позиция "молодых": отменить "ветеранам" налоговые льготы! Условия конкуренции должны быть для всех одинаковы.

Позиция "ветеранов": государство должно поддерживать отечественного производителя, а не тех, кто прикручивает колеса к готовым иномаркам. Поэтому надо не льготы отменять, а повысить смешные таможенные пошлины, не превышающие сегодня 3%.

Верховная Рада склонилась на сторону "ветеранов", и это примечательно: только они могут поставлять свои автомобили в Россию без таможенных накруток. От последних освобождает важное условие, неподъемное пока для "молодых": в стоимости ввозимого автомобиля доля украинских комплектующих, материалов и трудозатрат должна превышать 50%.

У Запорожского автомобилестроительного завода этому требованию с лихвой удовлетворяют "Таврия-Нова", псевдоседан "Славута" и пикап. Но до последнего времени ЗАЗу не хватало сил создать в России дилерскую сеть. Теперь она заложена: есть дистрибьютор ("АСМ-Интертрейд") в Центральном федеральном округе, дистрибьюторы в Нижнем Новгороде и Краснодаре ("Авангард-Авто" и "Автоюгмаркет"), три дилера в Санкт-Петербурге, дилеры в Тамбовской, Свердловской и Курганской областях. Диапазон розничных цен - от 90 до 150 тыс. рублей.

Напомню, что двигатели у этих машин мелитопольские - старый знакомец МеМЗ-245 (1,1 л, 51 л. с.), МеМЗ-301 (1,2 л, 63 л. с.) и МеМЗ-3071 (1,3 л, 64 л. с., распределенный впрыск). Кстати, 3071 позволяет "Славуте" разгоняться с места до сотни за 13 секунд с небольшим.

Гамма двигателей продлила жизнь семейству "Таврия", но выходить на российский рынок только с ними было бы недальновидно. В конце 2004 года ЗАЗ сможет предложить россиянам автомобиль "Сенс" на основе корейской модели " Дэу Ланос". Он уже сегодня недалек от той самой 50-процентной планки: у него силовой агрегат МеМЗ-307 (1,3 л, 70 л. с., распределенный впрыск) и украинское оснащение всего мотоотсека. В ноябре к этому добавят сварку и окраску кузова - и дорога в Россию будет открыта. Для справки: "Сенс" (в переводе - "Смысл") стоит на Украине 5800 долларов.

РАСЦВЕТУТ "ЗАЗОВАЗЫ" И "АСТРЫ"

ЗАЗ в последнее время не просто ожил, а вновь стал бесспорным лидером украинского автопрома. В 2002-м он выпустил около 25 тыс. машин, утроил это количество в минувшем году, а в нынешнем замахнулся уже на 120 тысяч. Шестую часть программы - 20 тысяч - составят вазовские "самары".

Еще недавно в такой симбиоз трудно было поверить. Слишком часто подобные проекты заканчиваются протоколом о намерениях. Но вот, поди ж ты, в декабре запорожцы начали сваривать на специальной линии "девяносто третью" и "девяносто девятую". Окраска, разумеется, тоже своя и соответствует (спасибо компании "Дэу"!) мировым стандартам.

Интересно, что эти "зазовазы" могут по заказу украинских потребителей оснащаться сравнительно дешевым и экономичным силовым агрегатом МеМЗ-3071. А пойдут ли мелитопольские двигатели в Россию отдельно от "таврий" и "славут"? В отделе экспорта ЗАЗа ответили: "Мы готовы поставлять, если Россия захочет. На вторичный рынок - вообще нет вопросов"...

Недавно сварены и первые кузова "Опеля-Астра". ЗАЗ может ежегодно выпускать "Астру" тиражом до 15 тысяч. Ее украинская цена в зависимости от комплектации - 11-13 тыс. долларов.

"НЕ ОТВЕРТОЧНАЯ, А SKD!"

Остальные производители легковых машин заняты крупноузловой сборкой и очень обижаются, когда ее называют "отверточной". Среди них большие надежды подавал "Еврокар" в свободной экономической зоне "Закарпатье". Он начал с модельного ряда "Шкоды" ("Октавия", "Фабия", "Суперб"), а в прошлом мае собрал первый " Фольксваген Пассат". На церемонию был приглашен президент Кучма, который, проехав по двору за рулем, поделился впечатлениями: "Тормоза - прекрасные"... Завод строит вторую сборочную линию мощностью 45 тыс. машин в год, но и первая явно недогружена. Злую шутку с "Еврокаром", получающим машинокомплекты из стран ЕС, сыграл сильный евро: из-за этой "выскочки" даже цена "Фабии" в самой дешевой комплектации перешагнула психологически важный рубеж в $10 000.

Луцкий завод по-прежнему собирает из российских машинокомплектов ВАЗы (2107, 21043, 21093, 21099 и 21213). В его планах на этот год 25 тыс. легковых автомобилей. Судьба собственного многострадального ЛуАЗ-1301 остается туманной: пока речь идет лишь о партии в 500 штук...

АвтоВАЗ поставляет машинокомплекты еще двум заводам: Кременчугскому автосборочному (не путать с грузовым КрАЗом!) и херсонскому "Анто-Рус". Первый из них работает также с Нижним Новгородом - после заката "КрымавтоГАЗа" (ЗР, 2003, № 1) он стал главным партнером нижегородцев на Украине. Кроме вазовских моделей (21043, 21053, 2107), собирают в Кременчуге и GAZ 3110 "Волгу", "Газель" и "Соболь". Суммарная годовая мощность этого предприятия - 10 тыс. автомобилей.

"Десяток" украинской сборки пока нет - Тольятти не дает машинокомплекты. А зачем, если украинский потребитель мирится с моделями "третьей свежести"? Но таких бедняков или консерваторов все меньше даже в провинции...

ФОТО АВТОРА

Подпишитесь на «За рулем» в