В поисках бренда
Любопытно, кого из автопроизводителей мы увидим в следующем году? Ведь выставочные площади Международного автосалона-2008 под эгидой OICA бронируются уже сейчас, да и стоить будут больше. Впрочем, недостатка в желающих опробовать новый, третий павильон не было и сегодня. Огромные площади, трансформируемые помещения, подземный паркинг… Впечатляет! Полностью закончить его строительство планируют к новому году. И если через год устроителям выставки удастся «развязать» пробки на МКАД, выставку в «Крокус Экспо» можно будет с полным правом назвать большим европейским автосалоном. С учетом быстрого роста российского рынка это мероприятие становится особенно актуальным.
АВТОВАЗ в поле политики
Премьерные мероприятия АВТОВАЗа проходили на фоне известия об очередной смене руководства. За день до открытия выставки президент России Владимир Путин назначил президента АВТОВАЗа Владимира Артякова временно исполняющим обязанности губернатора Самарской области вместо ушедшего в отставку Константина Титова. А у руля автогиганта встал бывший вицепрезидент завода Александр Пронин. Именно ему предстоит довести до конца переговоры с новым стратегическим партнером, имя которого мы узнаем в ноябре (пока кандидатов два – Renault и FIAT).
Но это перспектива. А на повестке дня сотрудничество с инжиниринговой компанией Magna – «Проект C», или Lada 2116. Солидная внешность, ладный интерьер… А главное – современная платформа, на базе которой будет построено целое семейство машин, включая хэтчбек, универсал, компактвэн и даже кроссовер. Обещают несколько двигателей объемом от 1,6 до 2 л (102–140 л.с.), ABS и подушки в базовой комплектации, но в первую очередь пятизвездный рейтинг по результатам крэш-тестов EuroNCAP. Зачем? Небезопасную машину в Европе не продать, да и у нас государство, похоже, всерьез взялось за безопасность автотранспорта. А официальное введение более строгих сертификационных норм могло бы стать естественным барьером на пути набирающей ход китайской экспансии. На нынешнем этапе «Проект С» за фронтальный крэш-тест получает 27 баллов из 36.
Первенец семейства увидит свет в 2009 году. И если внешний облик седана практически определен, то стилистика хэтчбека пока под вопросом. Концептуальная трехдверка Lada C – красивый, но едва ли жизненный вариант, уж больно много в нем очевидных заимствований.
В более близкой перспективе значатся Priora-хэтчбек и Kalina-универсал. Последняя, возможно, получит и полноприводное исполнение с иными подвесками (спереди подрамник с треугольными рычагами, сзади McPherson), вискомуфтой, 100-сильным мотором 1.8 и защитным обвесом. При наличии спроса такую машину вполне можно делать небольшими партиями на мощностях опытнопромышленного производства.
ГАЗ: с Chrysler в Сибирь
Если ВАЗ выбрал путь совместных разработок, то ГАЗ не мудрствуя лукаво купил готовый автомобиль и оборудование для его производства, окончательно похоронив все планы по развитию собственной легковой линейки. Русский Chrysler Sebring интриговал до момента официальной презентации. Торжественные слова, дым, фонтаны… Под первым покрывалом – товарное имя, под вторым – сама машина.
Это все тот же Sebring, но перелицованный – с иными фарами, бамперами и облицовкой радиатора. Редизайн исполнило английское ателье UltraMotive. Если это новое лицо легкового отделения ГАЗа, то… Неплохо! А главное – чувствуются «волговские» мотивы. И имя Siber («Сайбер») отторжения не вызывает. Это игра слов, композиция из cyber (кибернетический) и Siberia (Сибирь). Последнее подразумевает адаптацию к холодному климату и плохим дорогам: иные настройки системы управления двигателем, более энергоемкая подвеска и увеличенный дорожный просвет. При приличной базовой комплектации (кондиционер, две подушки безопасности, ABS, противобуксовочная система, «вежливый» свет, электроприводы сиденья водителя, аудиосистема) ценовой диапазон от 18 до 25 тысяч долларов кажется очень привлекательным. Тем более что на выбор предложат три двигателя – объемом 2, 2,4 и 2,7 л.
Массовое производство GAZ Siber начнется в марте, когда будут готовы новые сборочный и сварочный цехи и модернизирован окрасочный комплекс. К тому времени подоспеют новый салон и новый газовский шильдик. В первый год производства планируют изготовить около 20 тысяч машин, а к 2009-му удвоить объемы выпуска. Причем о локализации газовцы говорят осторожно – дескать, лишь бы не в ущерб качеству. Первым делом ГАЗу предстоит перетряхнуть дилерскую сеть – Siber должен продаваться и обслуживаться отдельно от «Волг».
Меж тем продажи коммерческого семейства LDV Maxus уже начались. На данный момент в России представлено пять модификаций: 3-местный фургон, почтовый автомобиль и автобусы на 6, 9 и 15 мест. На выбор две колесные базы, три варианта высоты крыши, дизели VM Motori мощностью 95 или 120 л.с. Поначалу фургоны будут поставляться из Великобритании, а сборку на ГАЗе начнут не раньше 2009 года. Проектная мощность будущего производства – 50 тысяч машин.
Возвращение ЗАЗ...
Стенд еще одной народной марки – ЗАЗ – примостился в одном из самых тихих уголков «Крокус Экспо». А ведь фактически речь идет о возвращении бренда на наш рынок! О поставках «Таврий» и «Славут» говорить не приходится – трехдверки снимают с производства, а лифтбеки и фургончики продолжат выпускать только для украинского рынка. К нам повезут ZAZ Sens, то есть Chevrolet Lanos с мелитопольским двигателем МеМЗ-307 (1,3 л, 70 л.с.) и коробкой передач. Среди прочих отличий иное исполнение задней части, страшненький руль и серебристая накладка панели приборов. Основным аргументом для покупателя должна стать цена: от 227 000 рублей, то есть на 15 000 дешевле, чем самый простой Lanos. Причем на нашем рынке Sens и Lanos не имеют друг к другу никакого отношения – Lanos под брендом Chevrolet продается через дилерскую сеть General Motors, а Sens, как и соплатформенный Lanos-фургон (1,5 л, от 297 000 рублей), можно найти в салонах крупных мультибрендовых продавцов вроде «Элекс-Полюса» или «Инкома».
...и SEAT
Новоявленный российский импортер SEAT компания «Иберия» проигнорировать выставку просто не могла – о возвращении марки нужно было заявить во всеуслышание. Самый заметный экспонат – ярко-желтый хэтчбек Leon Cupra с мотором мощностью 240 л.с. (мощнее только Mazda3 MPS), который уже можно приобрести. Но много ли найдется охотников до машины гольф-класса за $44 900? Поэтому основная ставка делается на простой SEAT Leon (от $24 190) и однообъемник Altea (от $24 840). Наверняка ко двору придется и внедорожный Altea Freetrack, восточноевропейская премьера которого прошла за закрытыми дверями. И пусть ценник начинается от $42 990, иных компактвэнов с полным приводом на нашем рынке нет!
Русское чудо General Motors
Помимо испанцев разбавить азиатское нашествие европейскими брендами решился только General Motors. Еще бы: на фоне мировых проблем концерна дела в России идут все лучше и лучше! Например, марка Chevrolet в России носит звание бренда номер один, а Opel демонстрирует самый быстрый рост в первой двадцатке. Три тренинг-центра, региональный склад запчастей, выход на восток России… До конца года концерн намерен реализовать порядка 250 тысяч машин, а стратегическая цель – занять 15% рынка! Дела идут лучше даже у марки SAAB, несмотря на скудность модельного ряда. Но до конца года у нас появится обновленный SAAB 9-3, а два года спустя на рынок придут совершенно новые SAAB 9-5 и кроссовер SAAB 9-4.
Конечно, без СП «GM – АВТОВАЗ» и украинского ЗАЗа, выпускающего Lanos, американцам таких оптимистичных цифр не видать. Но долгожданная Chevrolet Niva 1.8 с ABS, кондиционером и двумя подушками безопасности за 549 000 рублей ажиотажа не вызвала. А вот новый Chevrolet Tahoe, который выйдет на рынок в начале 2008 года… Монстроподобный внедорожник нового поколения оснащается мотором V8 5.3 (320 л.с.) с экономной системой отключения цилиндров. Рама стала на 49% жестче, а список опций пополнился системой дистанционного пуска двигателя, электроприводом боковых подножек, раздельными креслами второго ряда с электроприводами складывания и обогревом. Еще одна обещанная новинка – Aveo-хэтчбек появится весной 2008 года. Его нам не показали, но, судя по фотографиям, со вкусом у стилистов GM что-то произошло: фары а-ля Epica, огромный зев решетки радиатора… Новый Aveo будет продаваться и с 3-дверным кузовом, да и моторы обновились: 1.2 (84 л.с.) и 1.4 (98 л.с.).
Еще один важный для рынка автомобиль – седан Opel Astra появится у нас в конце 2007 года. Может, именно он станет той самой секретной легковой моделью, сборку которой GM наладит на заводе под Санкт-Петербургом? На выбор бензиновые двигатели 1.6 (115 л.с.) и 1.8 (140 л.с.), а также два дизеля. Да-да, с ноября GM начнет поставки дизельных моторов для всех моделей Opel! Например, Corsa и Meriva оснащаются компактным 1.3 CDTI мощностью 75 л.с., причем для Corsa доступен и 90-сильный вариант. А двигатели 1.9 CDTI (120 и 150 л.с.) появятся на моделях Vectra, Astra и Zafira. Жаль только, что кроссоверу Antara дизель не положен. Зато машина уже продается – она лучше укомплектована и по цене и оснащению позиционируется чуть выше, чем соплатформенный Chevrolet Captiva. Мало того, на всемодели Opel отныне можно заказать фирменные системы навигации, предлагаемые по очень демократичным ценам. Например, версия CD 70 NAVI для модели Astra стоит всего-то $1200.
Жирную точку в череде новостей марки ставит наследник модели Speedster – новейший родстер Opel GT (2 л, 264 л.с.), вывод которого запланирован на март 2008 года. А те, кому нужен быстрый автомобиль попроще, смогут присмотреться к полной линейке заряженных машин: компанию AstraOPC иVectraOPC в сентябре составит Zafira OPC (2 л, 240 л.с.), а чуть позже – Corsa OPС (1,6 л, 192 л.с.) и Meriva OPC (1,6 л, 180 л.с.). Opel в России нынче развивается очень динамично!
Ford с грузом и налегке
Легковых моделей Ford на выставке не было. Но говорить было о чем – Хенрик Нензен, стоявший у руля российского представительства марки семь лет, теперь возглавит направление коммерческого и грузового транспорта по всей Европе. И ничуть не успеет соскучиться по России – рынок коммерческой техники у нас растет очень быстрыми темпами. Уже начались поставки грузовиков Ford Cargo, а среди новинок попроще Ford Transit SportVan, суть «приспортивленный» фургон с оригинальной окраской, 18-дюймовыми колесами и 130-сильным турбодизелем, а также пикап Ranger следующего поколения. Ranger, делящий платформу и агрегаты с Mazda BT-50, поставляется к нам только в полноприводном исполнении с дизелем 2.5 и от сонма себе подобных отличается наличием версии с полуторной кабиной и увеличенным кузовом. Цены лежат в диапазоне от 640 000 рублей за полуторный вариант до 860 000 за «дабл» в ярком исполнении Wildtrak.
Новый старый рулевой российского отделения фирмы – Найджел Брэкенбери, который покинул этот пост в 2000 году, когда после череды перестановок в правительстве будущее завода во Всеволожске висело на волоске. Теперь ему будет легче: проводить локализацию Mondeo доведется при стабильном правительстве, поднимающейся экономике и растущих оборотах фирмы.
Hyundai и KIA: двое надвое
Дистрибьюторы корейских брендов Hyundai и KIA выступили дружно: ТагАЗ бок о бок с «Карнетом», Sokia и «Автотор» тоже единым стендом. Но автомобили-близнецы Hyundai i30 и KIA cee'd стояли друг против друга, как заклятые конкуренты. А поскольку cee'd-хэтчбек, сборка которого налажена на «Автоторе», уже не новость, в «Крокус» привезли универсал. Красив! Он тоже встанет на конвейер «Автотора» и будет представлен на рынке по цене от $18 000.
До конца года в Калининграде соберут 14 тысяч машин семейства, а в планах на следующий значится цифра 28 тысяч. Семейство cee'd продается через дилерскую сеть «Автотора». А вот Rio, Spectra и Sorento ижевской сборки, напротив, представлены только в салонах Sokia. Так что без внутренних противоречий по-прежнему не обходится, но рынок теперь делят только двое. Третий игрок – компания KIA Sandol лишилась статуса импортера и вышла из игры.
В стане партнеров-конкурентов из Hyundai тоже важные перестановки: принадлежащий «Рольф»-холдингу импортер «Карнет-2000» на 80% перешел под контроль корейцев и был преобразован в совместную компанию «Хендэ Мотор СНГ». Теперь курировать импорт и распространение машин корейцы будут сами, но розничные продажи по-прежнему в компетенции дилерской сети «Рольфа». Правда, пересмотра ценовой политики ждать не приходится, хотя седан Verna и вернется на наш рынок с более привлекательным прайс-листом. А вот о стоимости i30 пока молчок.
Шоу-стоппером выступал прототип Hyundai QarmaQ. Это не предвестник серийной машины, а сборник идей, которые наверняка будут использованы в грядущих моделях. Он разработан совместно с фирмой GE Plastics и собран из повторно переработанного пластика и композитных материалов. На нем корейцы обкатывают технологию безопасности Elastic front: податливый передок, травмобезопасные материалы, датчики слепых зон...
Интересно, а что делал на стенде вроде бы снятый с производства компактвэн Matrix? Оказалось, его выпуск налажен в Турции и машину продолжат поставлять в Россию ограниченными партиями.
Iran Khodro в двух параллелях
Сорокапятилетие завода Iran Khodro отмечено выпуском седана Soren, который появится у нас будущей весной. По сути это модифицированный Samand. Никаких откровений: за счет новых кузовных деталей чуть увеличились габариты, расширена комплектация, богаче цветовая палитра… Обещают ABS, подушку безопасности, электроприводы сиденья, кондиционер, парктроник и те же моторы 1.6 (115 л.с.) и 1.8 (100 л.с.). Samand и Soren будут продаваться параллельно, но модернизированная машина окажется чуть дороже. Однако прежде компания-импортер «Автодруг» перетряхнет дилерскую сеть: установлены более жесткие стандарты, а с сентября начнут действовать единые цены. Чтобы откусить свой кусок китайского пирога, «Автодруг» создал дочернее предприятие «Авто-Планета», которое займется импортом автомобилей завода Shanghai Maple Automobile (SMA). Седаны Maple C32, C51, C52 и C81 отличаются двигателями 1.4 (85 л.с.), 1.5 (95 л.с.) и 1.8 (115 л.с.), исполнением передка и комплектацией. В базе ГУР, кондиционер, магнитола, электроприводы стекол и зеркал, а также ABS. Начало продаж – октябрь, цены – от 250 000 до 350 000 рублей.
Китайская атака и Otaka
Крупные импортеры китайских машин чувствуют себя уверенно и могут позволить эксперименты. Сделавшая имя на продаже пикапов и внедорожников Great Wall компания ИРИТО с легкостью берется за любые новые модели своих брендов. Из классического ассортимента новый только пикап Wingle с дизелем 2.8 (95 л.с.). Стиль на любителя, но в отличие от общей массы он хотя бы есть. И все-таки легковые машины интереснее! Все они были закрыты (предсерийные образцы!), но залезть в салоны удалось. Вот, к примеру, модель A-класса Peri, похожая на FIAT Panda. Заглядываю внутрь – Panda и есть. Да и двигатель похож – 1,3 л, 87 л.с. Обещают и полноприводную версию Peri SUV, очень похожую на Panda 4x4. Родословную минивэна Cowry проследить не удалось, но концепция понравилась: 8-местный салон, широкие двери, большая колесная база (2,8 м). А под капотом современный мотор Mitsubishi (2 л, 143 л.с.) с системой изменения фаз газораспределения. Выглядящий как Toyota Yaris, хэтчбек Florid рассчитан на пятерых, но высокий багажный отсек и сдвижные задние сиденья позволят перевозить грузы. На выбор два бензиновых мотора – 1.3 (87 л.с.) и 1.5 (99 л.с.) и 74-сильный дизель 1.2. В базе есть и ABS, и две подушки. Товарные легковушки появятся не раньше октября, когда в Баодине в полную силу заработает новый завод.
Обновленный Hafei Brio интересен прежде всего новым двигателем 1.3 мощностью 79 л.с. А скругленные фары не понравились – треугольный экстерьер прежней машинки казался более гармоничным. Перемены во внешности седана Princip куда весомее – внешность изменилась полностью, обновился и салон. Вместо лансеровского двигателя 1.6 новый мотор 1.8 (136 л.с.).
А вот на машины марки BYD заказы принимаются вовсю – в конце августа ИРИТО получило права эксклюзивного дистрибьютора до 2010 года. Уже в этом году стартуют продажи хэтчбека BYD F3-R – это азиатская Toyota Corolla Altis с задней частью в стиле Chevrolet Lacetti и новым 1,5-литровым двигателем мощностью 98 л.с., который производится в Китае. А в следующем году появится бизнес-седан BYD F6. Помимо мотора 2.4 (165 л.с.) для F6 готовятся собственные агрегаты объемом 1,8 (140 л.с.) и 2 л (150 л.с.).
Шильдики и эмблемы китайской фирмы Haima стилизованы под бэджи Mazda. В Китае фирмы сотрудничают давно, но о попытке выбраться на наш рынок в российском представительстве Mazda узнали одновременно с первыми посетителями «Крокус Экспо». И немало удивились. Ведь седан Haima3 – перелицованная Mazda3. А зад хэтчбека опять-таки похож на корму Chevrolet Lacetti. Более компактный седан Family суть Mazda 323; минивэн Freema, предлагаемый в 5- и 7-местном вариантах, создан по мотивам Mazda Premacy… Китайцы твердят о собственном стиле – вроде как внешность их машин разрабатывали шанхайское дизайнбюро и итальянское ателье IDEA. А к работе над настройкой шасси привлекались даже специалисты фирмы Lotus. Но без откровенного плагиата явно не обошлось. Хорошо хоть концептуальное купе S1 не похоже ни на что. Хотя по части техники, кажется, порядок: современные системы безопасности, приличные моторы 1.6 (96 л.с.) и 1.8 (122 л.с.), 4-ступенчатый «автомат». Жаль, что красочные буклеты абсолютно невозможно читать. Не понять даже, за что именно планируют просить от 13 до 19 тысяч долларов.
Еще один новичок – марка JAC. Машины уже проходят сертификацию, а поставками займется фирма «Элит-кар». Семиместный JAC Refine MPV как две капли воды похож на Hyundai H1. Машину с мотором 2.4, ABS, подушками безопасности, кондиционером и DVD-проигрывателем предложат за $25 900. В чертах кузова внедорожника Rein SRV моментально угадывается Santa Fe предыдущего поколения. Но задняя светотехника навеяна фонарями Lexus RX, передняя похожа на фары Land Cruiser Prado… Помимо полноприводной версии со стандартным двигателем 2.4 предусмотрены передний привод и дохлый 2-литровый мотор мощностью 95 л.с. Цены – от $19 900 до $24 990. Не лучше ли взять натурализованный Santa Fe из Таганрога?
Кто займется импортом китайских MG, пока не известно. Но вот их-то как раз стоило бы завозить! Выкупившая британский завод в Лонгбридже и права на марку MG китайская фирма Nanjing возобновила производство и теперь пытается вывести машины на внешние рынки. Тут все серьезно – качественные автомобили, хороший стенд, материалы на русском языке. Пока речь идет о двух версиях MG ZT: под именем MG 7 предлагается короткобазный автомобиль с мотором 1.8T (160 л.с.) и механической коробкой передач, а длиннобазное (2949 потив 2749 мм) исполнение с двигателем V6 2.5 (177 л.с.) и АКП именуется MG Z. Есть в гамме и родстер MG TF.
Интересно, что завод в Лонгбридже – первое высокотехнологичное производство фирмы Nanjing. До покупки MG она занималась производством внедорожников на том же всекитайском шасси и легковушками марки Soyat, суть SEAT Ibiza «лохматых» годов. Последние мы и встретили на стенде фирмы «ИнтерЭксперт». Контракт предполагает поставку хэтчбеков и пассажирских «каблучков» на их базе. Вот только найдутся ли покупатели на страшненькие машинки с убогим салоном? Представители фирмы почему-то не сомневаются в успехе, а рассказывая о поставках полноприводников марки Dadi и вовсе упоминают очереди.
Зачем ждать китайский автомобиль, если у соседнего дилера можно сразу приобрести точно такой же, но с иной эмблемой? Кстати, черкесский завод Derways, начавший было сборку машин Dadi, отказался от проекта – невыгодно. В гамме остался только внедорожник Shuttle. Остальное – Aurora двух версий (точно такой же автомобиль мы нашли на стенде фирмы Huanghai) и стилизованный под Chevrolet Tahoe пикап Derways Plutus (499 000 рублей). Рестайлинг классный, а в основе машины все та же затасканная до дыр конструкция Isuzu с бензиновыми моторами Mitsubishi. А такой же салон мы, кажется, уже видели на внедорожнике Shuanghuan SCEO. Или где-то еще?
Меж тем Derways готовит легковое производство – в сентябре начинаются продажи автомобилей китайской марки Lifan. Этот проект – плод трехстороннего соглашения между заводом, китайцами и дилерским холдингом «Автомир», который и будет представлять марку на рынке. Специально для производства легковушек Lifan в Черкесске построят новый завод полного производственного цикла мощностью 25 тысяч автомобилей в год. На всю мощь он заработает в 2008 году, когда будут введены в действие прессовое и штамповое оборудование. А пока по более простой технологии изготовят около 8 тысяч машин, причем до конца года нынешнего «Автомир» намерен реализовать не более тысячи. Первенцем проекта станет седан С-класса Lifan Breez, который в Китае известен как Lifan 520. В арсенале скромная, но неотталкивающая внешность, простенький салон и двигатель 1.6 (115 л.с.), аналогичный тем, что ставились на MINI и Chrysler Neon. Продажи седана стартуют в сентябре, а ближе к концу года появится и хэтчбек. Обе версии попадут в ценовой диапазон от $10 000 до $15 000. А вот о ценах на хэтчбеки А-класса Chana Benni (1,3 л) производства компании Changan Auto, которые тоже стояли на стенде «Автомира», говорить пока рано – две машины привезли для изучения спроса.
Новый партнер дилера «Атлант-М Азия», знакомого нам по автомобилям Brilliance, – производитель пикапов JMC. Модель Baodian отличается от себе подобных наличием дизеля и стоит 533 000 рублей. Но ведь в портфеле «Атлант-М» уже есть дизельный пикап Changfeng Flying стоимостью максимум 514 000? Оказалось, что Baodian лучше собран и укомплектован, а потому позиционируется чуть выше. Вторая новинка – внедорожник Landwind X6, который тоже можно купить с дизелем (730 000–846 000 рублей).
Машина с похожим названием Landmark продается через дилерскую сеть «ИнкомАвто». Но если Landwind – это марка, то Landmark – модель фирмы ZhongXing (ZX). Никаких откровений, кроме того, что ZX Landmark локализован – его сборка налажена на предприятии «Автомобили и моторы Урала» под Новосибирском. Там же делают и пикап ZX Grand Tiger, который выглядит чуть современнее и симпатичнее своих собратьев. Более того, у него есть «автомат» и ABS! Цены на пикап лежат в диапазоне 396 000–525 000, на внедорожник – 563 000–616 000 рублей.
Седаны Geely Otaka приходят к нам с того же завода и тоже продаются через сеть «Инкома». Еще один седанчик B-класса щеголяет кондиционером, усилителем руля, двигателем 1.5 (94 л.с.) и приятной ценой: от 291 до 313 тысяч рублей.
У фирмы Chery новостей немного: продажи компактов QQ6 и A1, как и универсала B21, начнутся в следующем году. А новенький бизнесседан B11 пока есть только в виде макета.