Запчасти из космоса
В комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППТ) администрации Санкт-Петербурга создана рабочая группа по формированию кластера производителей комплектующих изделий для нужд русского Детройта. Кроме этого, начала свою деятельность ассоциация производителей автокомпонентов, которую возглавил генеральный директор корпорации «Аэрокосмическое оборудование» Сергей Бодрунов. В производстве качественных автомобильных узлов и деталей мы настолько отстаем от ведущих мировых поставщиков, что помочь нам может только российский космический хай-тек.
Приход в Петербург Toyota, Nissan и GM, а также, возможно, Suzuki сделал актуальной проблему локализации производства (поставку на импортные заводы произведенных на месте автокомпонентов).
В соответствии с инвестиционными договорами доля локализации должна через пять лет достигнуть на каждом из упомянутых заводов 30 процентов.
Пример всеволжского завода Ford, владельцы которого открещиваются от сотрудничества с местными предприятиями, ссылаясь на низкое качество производимых в России запчастей, показывает, что войти в чужой монастырь, то бишь конвейер, со своей автомобильной свечкой будет непросто.
На крупнейшей в России специализированной компонентной выставке «Автоинвест-2007» топ-менеджеры иностранных компаний еще раз дали понять россиянам, что пока на них не рассчитывают. Генеральный директор ЗАО «Форд Мотор Компани» Тео Штрайт, например, заявил, что «качество российских комплектующих остается ниже международных стандартов».
Управляющий директор группы «General Motors СНГ» Уоррен Браун был дипломатичнее только по букве: «В России имеется внутренняя база для производства компонентов, но пока страдает их качество».
Соотечественники, естественно, не согласны. Автокомпоненты в Петербурге выпускают 150 компаний, и их руководители уверяют, что легче сделать конкурентоспособную деталь, чем попасть в поставщики к капиталистам. –
Наше участие в локализации зависит не от качества продукции, а от того, хочет или не хочет автопроизводитель, чтобы мы в этой локализации участвовали, – подчеркнул директор ЗАО «Плаза» Константин Котенев.
Алгоритм общения с тем же Ford, пока единственным в Ленинградской области действующим автомобильным заводом, по мнению российских партнеров, сводится к прощупыванию возможных кооперационных связей. Для иностранцев при выборе партнера важны не его кулибинские разработки, а наличие сертификата СМК (система менеджмента качества), ISO-9001 и других международных стандартов.
Однако первый заместитель председателя КЭРППТ Юрий Раков не теряет оптимизма: «При всей предвзятости Ford и других иностранных компаний, представленных в Петербурге в разных отраслях, отмечу, что на конвейерах работают наши специалисты. Персонал быстро учится, осваивает западные стандарты. В том числе по требованиям к автокомпонентам». Вполне логично, что хозяева запущенных в России конвейеров, на которых собирают иномарки, заинтересованы в поставках проверенных деталей и узлов с заводов своих же, зарубежных компаний. Но тянуть с обещанной локализацией им не дают условия инвестиционного договора и потенциальные российские поставщики.
Концентрация в Петербурге, да и во всем СЗФО автосборочных производств создает хорошие предпосылки для развития местного компонентного бизнеса. Но его необходимо развивать с технологического нуля.
Новорожденная ассоциация петербургских производителей автокомпонентов прекрасно это понимает. Отмечу, что в ее состав вошли как действующие поставщики комплектующих изделий, так и предприятия хай-тек и ВПК: ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», ОАО «Автоарматура», ОАО «СПб завод точных электромеханических приборов», ЗАО «Плаза», ЗАО «СПб банк инвестиций» и ряд других.