Штрафная УДАВКА

Штрафная УДАВКА

Поправки эти, как известно, серьезно увеличили штрафы за нарушения правил дорожного движения. Впрочем, «заработали» лишь 11 поправок из 50 принятых депутатами Государственной думы. Самые суровые наказания, например за управление автомобилем в нетрезвом виде, начнут применять с 1 января.

Начальник департамента по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов утверждает, что каждое восьмое ДТП с жертвами происходит по вине нетрезвых водителей (в Петербурге – каждое 20-е).

Поэтому основной административный удар в новой редакции 12-й статьи КоАП нанесен по рецидивистам: любителям выпить перед дорогой и водителям без прав. Им, среди прочего, грозит арест на 15 суток.

Под самую суровую поправку попали сразу три категории нарушителей. Во-первых, это лица, управляющие автомобилем в нетрезвом виде без «проездных документов» либо лишенные корочек за несоблюдение ПДД ранее. Вовторых, это водители, отказывающиеся пройти алкогольный тест. В-третьих, трезвые шоферы, но отмеченные в базе как пьяные «лишенцы».

Не введи законодатель «арестантской» кары, пьяный нарушитель дорожных правил даже с конфискованными за аналогичный проступок корочками по большому счету ничем не рисковал. Отнять у него собственность на колесах гаишник не может, а рулить автомобильный рецидивист спокойно может и без удостоверения категории В.

В этом вопросе, как в никаком другом, было необходимо затянуть гайки.

И пешеходы тоже

Многие помнят убийство в августе позапрошлого года, когда в час пик на улице Зины Портновой водитель и пассажир забили бейсбольными битами 22-летнего парня за то, что тот не уступил дорогу их машине... на тротуаре. В базовой редакции 12-й статьи КоАП штраф за езду по тротуару составлял всего 100 рублей!

Теперь заплатить придется 2 тысячи рублей. Другое дело, кто, как и где будет обустраивать стационарные посты ДПС, чтобы фиксировать такие нарушения? На тех же тротуарах? Ведь в Петербурге в часы пик многие автомобили передвигаются исключительно по тротуарам, прижимая пешеходов к стенкам домов.

Выехав на встречную полосу сегодня, можно остаться без прав сразу на 4–6 месяцев. Увы, при трактовке этого нарушения законодатель допустил разночтения.

Поправка уточняет, что, если водитель выехал на встречку не для движения по ней, а для поворота налево или разворота, ему грозит не лишение прав, а штраф на 1000–1500 рублей. Деньги приличные, но не чрезмерные. Поэтому юридически подкованный нарушитель будет утверждать, что выехал на встречную полосу не для езды, а именно для маневра. Любая административная вилка (штраф либо лишение прав) создает просторное поле для взяточничества.

Судя по всему, законодатель собирается пройтись катком по нарушителям-пешеходам, которые бегут на красный сигнал светофора или пересекают проезжую часть вне пешеходной зоны. Кстати, треть всех ДТП с пострадавшими провоцируют «безлошадные» россияне. С 11 августа 2007 года пешеход, нарушающий ПДД, может схлопотать штраф в 1000–1500 рублей.

На фоне ужесточения наказания для водителей введение административной ответственности для пешеходов логично и оправданно. Однако инспекторы ДПС продолжают по привычке бросаться с жезлом наперевес к нарушителю автомобилисту, а не к пешеходу.

И еще. В декабре пройдут очередные выборы в Государственную думу, а 35 миллионов российских автомобилистов составляют треть электората. Поэтому увеличивать в 5–10 раз все виды штрафов народные избранники посчитали действием политически недальновидным.

Новые поправки были приняты за основу еще весной, но к окончательному чтению некоторые из них стали мягче. Особенно это касается соблюдения скоростного режима. За незначительное, на 10–20 км/ч превышение скорости авторы документа предлагали увеличить штраф с 50 до 300 рублей, но итоговая цифра составила 100.

Тем не менее либерализм законодателей по отношению к любителям проскочить на красный свет светофора непонятен и может аукнуться, хотя штрафной тариф и увеличился со 100 до 700 рублей. Напомним, что в первом чтении поправок депутаты проголосовали за более чувствительный 1500-рублевый штраф. Езда на запрещающий сигнал светофора, кстати, входит в Петербурге в пятерку самых распространенных нарушений ПДД.

Подпишитесь на «За рулем» в