Уступите «скорой» дорогу
Автомобили скорой помощи на дорогах не пропускают – это общеизвестный факт. И, по словам заместителя главного врача по оперативной работе городской станции скорой помощи Елены Колчиной, эта проблема с каждым годом становится все более болезненной. Хотя попытки решить ее предпринимались – совместно с автобазой Службы скорой медицинской помощи. Борьба с этой проблемой в Петербурге обозначена в программе безопасности дорожного движения. В разных районах города прошло более 40 специальных рейдов: в машинах скорой помощи сидели сотрудники ГИБДД и останавливали водителей, которые не уступали дорогу медицинским каретам с включенными сигналами.
– Но сказать, что ситуация стала лучше, мы пока не можем, – говорит Колчина. – И если выезжаем к больному своевременно, то время приезда постоянно увеличивается, так же как и время доставки его в стационар.
Представители скорой помощи продолжают призывать водителей уступать дорогу машинам с включенными специальными сигналами.
Как рассказывает начальник отдела службы безопасности автобазы скорой неотложной помощи Владимир Чернышов, нередки случаи, когда водитель спецмашины делает левый поворот и заканчивает проезд перекрестка, а в этот момент какойнибудь лихой гонщик вылетает с хвоста стоящих машин, обгоняет их и... врезается в бок «скорой». Удары бывают настолько сильными, что кареты переворачиваются – и в результате больной попадает в стационар уже с гораздо более тяжелым диагнозом. Не так давно произошла подобная история: в больницу везли пожилую женщину, упавшую с лестницы. В карету скорой помощи на большой скорости врезался лихач, и машина перевернулась – больше всех досталось женщине на носилках...
– Согласно ПДД, водитель «скорой» имеет право отступать от правил и выходить на полосу встречного движения, обеспечивая безопасность дорожного движения других участников, – рассказывает Владимир Чернышов. – И если кто-то из них, совершая поворот налево, не видит спецмашину, то потом очень трудно доказать невиновность водителя «скорой», поскольку он «не обеспечил безопасность движения». А как ее обеспечить даже опытному мастеру? Тем более когда медики торопят его: «Давай, давай! Поехали! Уходит!»
По мнению Чернышова, в правила дорожного движения – в пункт 3.1 – нужно внести изменения, исключив фразу о необходимости обеспечения водителем скорой помощи безопасности движения: раньше «скорая» с включенной сиреной имела полное преимущество. В ГИБДД на это отвечают: в любом случае водитель должен убедиться, что ему предоставляют преимущество.
– Сложная ситуация со «скорыми» зависит от общей культуры вождения, а также от городской транспортной инфраструктуры в целом, – говорит инспектор 5-го отдела Управления ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленобласти Андрей Фоминых. – Иногда водители просто в силу обстоятельств не могут пропустить карету.
Конечно, водителям спецтранспорта крайне тяжело двигаться на забитых пробками улицах: как говорят на автобазе, сейчас скорая помощь просто задыхается:
– Возможно, когда в Петербурге будут вводиться ограничения по въезду транспорта в центр и появятся выделенные полосы для общественного транспорта, нам будет полегче.
В Дирекции по организации дорожного движения напоминают, что выделенные полосы для общественного транспорта, которые смогут использовать для движения и машины скорой помощи, появятся до конца года на двух улицах Петербурга – на Большой Пушкарской и Большом проспекте Петроградской стороны.
Заместитель руководителя департамента развития городских транспортных систем НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры Елена Ногова называет, помимо права проезда по выделенным полосам, еще два пункта решения проблемы: наличие хорошей информационной системы по ситуации на городских улицах и системы приоритетного пропуска через перекрестки.
Чтобы хоть как-то решить проблему доставки больных, сейчас снова поднимается вопрос о санитарном катере. Вряд ли это станет панацеей – сезон навигации в Петербурге короток. Что касается доставки в стационар больных вертолетом, то, как говорят в крупнейшем медицинском центре города НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе (рядом с которым находится вертолетная площадка для доставки людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях), подобные случаи редки.