Ледниковый период
Недавно на Москву коварно обрушился снегопад. А наутро, распекая нерадивых коммунальщиков, ведущий программы "Время" посетовал, что дороги столицы вновь обработали неизвестными реагентами. Дескать, и природе они вредят, и тормозной путь автомобилей увеличивают, а журнал "За рулем" провел их испытания на Дмитровском автополигоне, результаты которых... засекретил! Подивившись (ведь у нас от читателей нет секретов), мы решили во всем разобраться.
КАМЕНЬ ВО РТУ
Коллеги, работавшие в командировках на полигоне, подтвердили: всю зиму 2002 года в Дмитрове действительно шли испытания антигололедных реагентов. Работа велась с размахом, была отлично организована и щедро финансировалась. Стоило поменяться погоде, спецдорогу немедленно поливали загадочными составами и выпускали автомобиль-лабораторию с прицепной тормозной тележкой - замеряли коэффициент сцепления с дорожным полотном.
Ясно, что организаторов мероприятия интересовало, насколько изменится тормозной путь на обработанной поверхности. На вопросы журналистов работники полигона реагировали немногословно. Мол, заказчика не знаем, названия реагентов - тоже, они зашифрованы под номерами, а результаты - под грифом "для служебного пользования". Понять причину такой секретности поможет история появления этих реагентов в Москве.
НЕСОЛОНО ХЛЕБАВШИ
С гололедом на улицах столицы много лет боролись, используя смесь песка и технической соли (обычное соотношение 92:8). До сих пор это непревзойденное по эффективности средство широко используют на загородных магистралях. Городу, однако, смесь противопоказана - накопившийся за зиму песок засоряет каналы ливневой канализации. В поисках выхода правительство Москвы летом 1993 года принимает постановление "О переходе на новые противогололедные реагенты". Пришла зима - и проезжую часть стали посыпать чистой технической солью. В результате концентрация рассола быстро превысила все мыслимые нормы. Убытки от гибели зеленых насаждений и расходы на их восстановление через несколько лет достигли 20% от суммы городского бюджета! Кроме того, корродировали кузова автомобилей, разрушались дороги, выходила из строя контактная электросеть муниципального транспорта, страдали домашние животные и обувь горожан. Наконец (семь лет спустя!) перспектива экологической катастрофы стала очевидной для всех. Тогда в 2000 году городские службы впервые использовали комбинированные химические препараты.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
"Антиснег-1" (раствор ацетата аммония), ХКМ (хлористый кальций модифицированный, ингибированный), "Биомаг-ХММ" (модифицированный хлористый магний, он же "Бишофит"), "Нордикс" (раствор ацетата калия), НКММ (реагент на основе нитрата кальция, магния и мочевины), ХК (хлористый кальций), ХКФ (хлористый кальций, ингибированный фосфатами), РКМ (реагент на основе нитрата кальция и мочевины) - вот далеко не полный список антигололедных реагентов, успевших пройти испытания на улицах города за три зимы. Методика отбора была крайне проста: жалуются горожане на удушливый запах уксусной кислоты и аммиака после применения "Антиснега-1" - на следующий год его не используют. Выясняется, что НКММ токсичен для зеленых насаждений - официально отправляют в отставку. Есть данные, что "Нордикс" увеличивает содержание фосфатов в водоемах, вызывая рост водорослей, - обещают впредь его не применять. Были неприятности и от ХКМ - это он резко уменьшал коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием.
Устоять на "разъезжающихся" колесах удавалось не всем, из-за чего "день жестянщика" растянулся на весь зимний квартал. Реагент срочно модернизировали, использовав новую добавку "Чистодор". Ею даже стали мыть улицы города перед началом зимнего сезона. Сегодня (зима 2003-2004 годов) доработанный ХКМ официально признан одним из основных средств борьбы с гололедом. Но эксперименты на этом не остановили, полным ходом опробуют очередной препарат - "Ацедор" (ацетат калия и магния).
В КОРИДОРАХ ВЛАСТИ
Понятно, что борьба с гололедом ведется во благо человека - как Генерального представителя окружающей среды (именно такое определение дано нам с вами в документах чиновников!). Но получить ответы на вопросы о правовой основе применения реагентов, правилах их использования, влиянии на здоровье людей и состояние окружающей среды и т. п. в московском Департаменте жилищно-коммунального хозяйства не удалось. Письменный запрос редакции остался без ответа.
Аналогично реагировали на звонки и запрос в отделе нормирования и разрешений Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы. Заметьте, первая организация ответственна за применение антигололедных реагентов, вторая обязана контролировать их влияние на экологию и здоровье горожан. Зато от руководителя Департамента государственной службы охраны окружающей природной среды Министерства природных ресурсов г-на Амерханова А. М. мы узнали, что в 2003 году (!) при Министерстве природных ресурсов России наконец-то создана и начала работать комиссия Государственной экологической экспертизы. В ее функции входит "проведение комиссионной экспертной оценки воздействия противогололедных материалов на компоненты окружающей природной среды и определение перечня приемлемых по составу противогололедных материалов, допустимых и рекомендуемых к применению на территории России". Воистину - лучше поздно, чем никогда.
Кое-что рассказали и в РосдорНИИ. Заведующий лабораторией содержания автомобильных дорог Ю. Розов сослался на основополагающие документы: ГОСТ 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", утвержденное в 2003 году Минтрансом РФ. Последний узаконил в прошлом году еще и "Требования к противоледным материалам" ОДН 218.2.027-2003. В них освещены вопросы контроля качества противогололедных материалов, их применения и сертификации, общие требования и нормы к ним, а также изложены порядок проведения торгов и ответственность лиц за использование низкокачественной продукции.
Отметим, все документы, кроме ГОСТа, датированы 2003 годом - вот и объяснение повышенной секретности противогололедной темы. Чиновники дали отмашку на применение реагентов, а с надлежащей документацией припозднились. К сожалению, ответить, как влияют новые реагенты на здоровье людей и состояние окружающей среды, на автомобили, Юрий Николаевич не смог. Очевидно, итоги подведут, как и прежде, по окончании зимнего сезона. Уложатся ли они в свежесозданные нормативы?
Вот оно - секретное оружие химической войны. Цена вопроса - 385 рублей за 25 кг.
Первой в бой идет снегоуборочная техника. В соответствии с ГОСТ 50597-93 "Нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки составляет 4-6 часов с момента обнаружения скользкости или окончания снегопада до момента завершения работ".
Снеготаялка. Прежде грузовики валили убранный с улиц снег вместе с мусором на лед Москвы-реки или Яузы. Теперь его очищают и растапливают. Талая вода по каналам ТЭЦ и городской канализации идет к очистным сооружениям. Если снег не успевают плавить, машины разгружают на спецплощадках.
Через десять-пятнадцать минут на очищенный асфальт наносят антигололедный реагент. Каждую ночь до трех, а то и до пяти часов утра дорожники торопятся закончить свою работу. Позже из-за хлынувших на улицы автомобилей массированный способ уборки невозможен.
На небольших улочках, где дорожникам мешают припаркованные автомобили, трудятся дворники.
ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ