Франкфуртский автосалон
У европейских автопроизводителей новая цель – взяв высоты EuroNCAP, Старый Свет помешался на экологии. Если североамериканские автомобильные выставки характеризуются первоклассными шоу-представлениями и буйством супермоторов, а японские – россыпью футуристичных концепт-каров, то на европейских ныне правят бал альтернативные силовые агрегаты. Едва ли во Франкфурте среди скопища стендов именитых марок можно было найти экспозицию без очередной экологичной идеи, будь она применена к городскому компакту или суперкару: газ, спирт, биоэтанол, дизель-электрические гибриды, топливные элементы… Причем большинство альтернативных агрегатов (кроме, разумеется, топливных элементов) адаптированы к массовым автомобилям и уже имеют статус серийных.
Чистый выхлоп – вклад в будущее и еще один препон на пути китайской экспансии. О том, что китайцев здесь не ждут, красноречиво говорит количество экспонентов из Поднебесной. В этот раз покорить Европу решился только один дилер с говорящим названием China Automobile Deutschland, показавший клон предыдущей Toyota RAV4 под именем UFO и две машины знакомой нам марки Shuanghuan: Noble (китайский Smart) и внедорожник SCEO. Последний уже успел получить пилюлю от немецкого правительства с обещанием (в который уже раз!) обращения в суд за плагиат. Интересно, какой европеец в здравом уме спутает SCEO с BMW X5?
Audi A4 следующего поколения – второй автомобиль после купе A5, построенный на новой удлиненной платформе. Колесную базу увеличили до 2808 мм, а продольно расположенный силовой агрегат сдвинули к центру. Главное нововведение – электроника Audi drive select, позволяющая управлять работой дросселя, рулевого механизма с переменным передаточным числом, коробки передач и амортизаторов. А полноприводная трансмиссия quattro с дифференциалом Torsen теперь имеет начальное распределение 40:60 в пользу задней оси вместо прежнего симметричного. В гамме двигателей – бензиновые 1.8 TFSI и 3.2 FSI, а также дизели объемом 2, 2,7 и 3 л (143–265 л.с.).
Забавный электромобиль Nissan Mixim хочет понравиться молодежи. Трехместный концепт-кар с посадочной формулой а-ля McLaren F1 буквально напичкан электронными развлечениями, а его дизайн напоминает роботов-трансформеров. На фоне Mixim новый для европейцев Nissan Tiida выглядит антиквариатом.
C-Cactus – фантазия на тему экологичной машины гольф-класса: дизель-электрическая установка (70+30 л.с.), повторно переработанные материалы, предельно простая и недорогая конструкция… Кто знает, может, примерно так будет выглядеть Citroen C4 следующего поколения?
Второе поколение популярной в России Mazda6 внешне сильно напоминает Ford Mondeo, но на самом деле «шестерка» построена на собственной, более компактной, чем у Mondeo, платформе. Оригинальными остались и силовые агрегаты – унификация, к неудовольствию фанатов японской марки, свяжет техническими узами Mondeo и Mazda6 лишь лет через пять-шесть.
Главным экспонатом на стенде BMW стало вседорожное купе X6 – автомобиль, чьи шпионские снимки бороздят интернет-просторы уже более двух лет. И что же, наконец, серийная машина? Увы, пока лишь концепткар, но с явными признаками грядущей конвейерной жизни. Необычный автомобиль построен на шасси кроссовера X5, дополненном активным задним дифференциалом. В пору гибридной лихорадки баварцы привезли на салон и специальную версию X6 – ActiveHybrid, оснащенную силовым агрегатом, состоящим из ДВС, двух компактных электромоторов и «умной» двухрежимной АКП. Все это хозяйство, по словам разработчиков, значительно улучшает экономичность и динамику машины. Но это будущее. А настоящее – это купе первой серии, которое в Штутгарте называют идеологическим преемником BMW 2-series. Именно на нем дебютирует 2-литровый дизель с двумя турбонагнетателями, развивающий 204 л.с.
Обновленный хэтчбек Chevrolet Aveo появится будущей весной в 3- и 5-дверном исполнениях. Помимо спорной внешности, которая намекает на будущий фирменный стиль корейских моделей марки, на повестке дня обновленные бензиновые двигатели 1.2 (84 л.с.) и 1.4 (98 л.с.).
Первый в истории марки Cadillac универсал BLS Wagon должен повысить привлекательность бренда в Старом Свете. Надежда только на американский дух и 420-литровый багажный отсек – технически BLS Wagon повторяет SAAB 9-3 Combi, который вместе с другими машинами семейства 9-3 перенес серьезный рестайлинг. Моторы те же: турбодизель 1.9 (150 л.с.), бензиновые турбо«четверки» (175 либо 210 л.с.) и 255-сильный V6 2.8. В России хозяйственный Cadillac появится не раньше весны.
Концептуальный Opel Flextrem – это взгляд на будущее компактных городских однообъемников. В его основе лежит джиэмовская архитектура E-Flex, использованная при создании концепта Chevrolet Volt: передний привод, 120-киловаттный электромотор и блок литий-ионных батарей, плюс дизель-генератор объемом 1,3 л для подзарядки в пути. Без него запас хода не превысит 55 км – среднеевропейская дневная норма.
В отличие от концептуального Clio Grand Tour, серийный универсал Clio Estate исполнен 5-дверным. Сохранив динамичные черты базовой модели, он приобрел удлиненный до 822 мм задний свес и багажник объемом 439 л. Простор салона подчеркивает огромный (1,29х0,86 м) прозрачный люк с электроприводом. Выпускать Clio Estate будут в Турции, в продаже автомобиль появится в начале следующего года.
Напичканный электроникой седан Mercedes-Benz F 700 с колесной базой 3,45 м (!) едва ли стоит рассматривать как намек на будущее S-Klasse, хотя многие интересные решения наверняка пойдут в серию. В первую очередь это уникальный силовой агрегат из бензинового двигателя Diesotto объемом 1,8 л с двойным наддувом и 20-сильного электромотора. В зависимости от давления наддува Diesotto может работать в обычном режиме или по дизельной технологии с воспламенением от сжатия, в пределе выдавая 238 л.с. и 400 Н.м. А еще есть адаптивная подвеска PRE-SCAN с радарами, оценивающими качество дорожного полотна для каждого из четырех колес. Поворотные и трансформируемые кресла, выдвижной дисплей диаметром 51 см и аудиовизуальный борткомпьютер прилагаются.
Очередной глобальный продукт – кроссовер Dodge Journey построен на растянутой платформе седана Dodge Avenger. Увеличенная на 124 мм база (2890) позволила вместить третий ряд сидений. Набор емкостей для скарба, моющаяся ткань yes essentials, подсвечивающиеся подстаканники, охлаждаемый бокс для напитков, камера заднего вида… А вот полный привод только для рынка штатов, как и мотор V6 3.5. В Европе – бензиновые «четверки» 2.4 и 2.7, а также 2-литровый дизель. В России Dodge Journey появится в мае.
Не самый, но все-таки роскошный универсал – MercedesBenz C-Klasse Estate. И точно один из самых быстрых: среди десятка версий есть и сумасшедший 457-сильный C 63 AMG Estate! В большом багажнике (485 л) предусмотрена масса приспособлений для надежного крепления сумок и пакетов из супермаркета, а при сложенном заднем сиденье багажный объем увеличивается до полутора кубометров. За доплату предлагается задняя подвеска с автоматическим поддержанием клиренса.
Универсал нового семейства Skoda Fabia всего на 7 мм стал длиннее предыдущей модели, однако салон теперь просторнее, а объем багажника увеличился на 54 л и составляет от 480 до 1460 л. Стилизованная под внедорожник, версия Scout построена по рецепту Roomster Scout и пока находится в предсерийной стадии. Производство универсалов первого поколения свернут ближе к концу года.
Младший Jeep Cherokee изменился кардинально, став квадратным, как флагманский Commander и соплатформенный Dоdge Nitro. В списке опций появилась сдвижная матерчатая крыша Sky Slider, а внедорожный арсенал пополнили: обновленная система полного привода Selec-Trac II, которая теперь сама распределяет тягу по осям, и ассистенты спуска со склона и троганья в горку. Но не слишком ли низко висит бампер?
Концепт Suzuki Kizashi – взгляд инженеров фирмы на автомобиль европейского класса D. Выход в новый для фирмы сегмент рынка – часть нынешней пятилетней стратегии развития, цель которой продать 3 млн. машин в 2009 году. В арсенале будущего флагмана спортивное шасси, 2-литровый турбодизель, 6-ступенчатый «автомат» и интеллектуальная система полного привода i-AWD.
Длина автомобильчика Toyota iQ не превышает 3 м – меньше, чем Toyota Aygo или наша «Ока». А внутри четыре места с посадочной формулой 3+1 – переднего пассажира можно потеснить, подвинув к выемке в передней панели. На iQ японцы обкатывают новые способы организации интерьера, только вот тот же самый принцип мы уже видели на концепте FIAT Trepiuno трехлетней давности. На серийном FIAT 500 он не прижился.
Целый выводок универсалов привезла на выставку компания Peugeot: 207 SW в обычной, спортивной и кроссоверной ипостасях и без пяти минут серийный концепт Prologue – универсал на базе 308-й модели. К сожалению, сказать того же об умопомрачительном купе 308 RC Z пока нельзя, но вполне «земная» начинка этого прототипа намекает на теоретическую возможность его запуска в производство: купе оснащено разработанным совместно с BMW бензиновым наддувным 1,6-литровым двигателем мощностью 218 л.с. и 6-ступенчатой МКП. Другой концепт – родстер Peugeot Flux – сугубо дизайнерский прототип с причудливыми футуристическими формами. Купить такой будет нельзя, но поездить на нем можно. Где? В компьютерном сиквеле для приставки Xbox 360 под названием Project Gotham Racing 4.
Если новая Renault Laguna – автомобиль вполне серийный, то 2-дверная Laguna Coupe все еще значится концептом. И является носителем новых технологий: системы подруливающих задних колес 4RD и турбодизеля V6 3.0 мощностью 265 л.с., рампа common rail, турбина с изменяемой геометрией, керамические свечи накаливания, система рециркуляции выхлопных газов, нейтрализатор оксидов азота – Euro 6! Ну а серийным машинам пока доступны бензиновые моторы объемом 1,6, 2,0 и 3,5 л, а также дизели 1.5 и 2.0 мощностью от 110 до 175 л.с.
Хэтчбек Renault Sandero – очередной бюджетный проект французской фирмы. Автомобильчик B-класса на платформе Logan будет выпускаться в Бразилии и продаваться на рынках южноамериканских стран. А в Европе модель появится чуть позже под брендом Dacia и станет позиционироваться немногим выше, чем перспективный Logan-хэтчбек.
Напичканный электроникой седан Jaguar XF для фирмы словно революция: далекая от классической внешность, интерьер в стиле хай-тек, вращающийся селектор «автомата» вместо J-образной прорези, кнопки управления коробкой на руле… Но привод по-прежнему задний, а в арсенале только моторы V6 и V8 (207–420 л.с.). Длина – 4961 мм, колесная база – 2909, объем багажника – 540 л. В марте новинка сменит нынешний S-Type.
Экспериментальный кроссовер Mitsubishi Concept-cX тоже из разряда «чистых»: 136-сильный дизель объемом 1,8 л с угольным фильтром удовлетворяет нормам Euro 5. В основе машины укороченная платформа Mitsubishi Lancer с полноприводной трансмиссией Outlander XL. А самое интересное – роботизированная коробка Twin Clutsh SST (еще один аналог VW DSG), которая уже в ближайшее время появится на Lancer Evo X. Дизель ждем к 2009 году.