Спортивное ориентирование

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Проверим! Устанавливаем на автомобиль две системы, действующие в Москве и Подмосковье, и отправляемся в путь.

КТО ЕСТЬ КТО

Система "Ариадна" (фото вверху слева) разработана компанией NAVSTREAM. В комплекте - карманный персональный компьютер (КПК), держатель и GPS-антенна (монтируется под стекло). В держателе - разъем питания, подключаемый к бортовой сети. Цена комплекта с установкой - $1200-1500 (в зависимости от модели компьютера).

Другая система - "Пилот-Навигатор" (фото справа) использует КПК и программу Pocket GPS pro Moscow. Помимо стационарной антенны в комплекте есть "мобильная". Она присоединяется к компьютеру через второй порт наверху, что несколько ограничивает выбор модели КПК. Зато "Навигатор" функционирует и вне автомобиля - преимущество на бездорожье или в походе. Кроме того, в комплект входит кабель к ноутбуку - карту можно смотреть на большом экране. Цена - от $990.

Абонентской платы нет ни в той, ни в другой системе. А компьютер можно использовать и вне автомобиля для работы с другими программами - текстовыми, графическими и т.п.

ЧТО В МЕНЮ?

Установив компьютеры рядышком на приборной панели, пытаемся найти со "штурманами" общий язык. С московскими адресами все понятно, даже не требуется название целиком - по первым буквам уже можно выбрать нужную улицу из списка. В области каждая программа ищет по-своему: "Ариадна" - по населенному пункту (он указан на первом месте), "Навигатор" - по улице. Первый способ показался логичнее: всех улиц в городах и поселках области, пожалуй, не знает никто.

Но всегда ли мы пользуемся точным адресом? Порой ориентиры другие: метро, вокзал, гостиница, аэропорт. В базе данных "Ариадны" объекты разбиты на шесть групп: станции метро, АЗС, сервис, запчасти, рестораны, гостиницы - не густо. А вот "Навигатор" - полноценный справочник: он знает адреса вузов, судов, больниц, турфирм и т. п. - всего более 20 000 объектов. Несколько нажатий на экран - и на нем высветятся ближайшие к вам аптеки, рестораны, почтамты. Удобно. Очень полезным оказался список и при прокладке маршрута, особенно в области, где порой единственный ориентир - железнодорожная платформа. Но об этом ниже.

"Ариадна" запоминает до пяти выбранных маршрутов, любой из них можно вызывать в два касания экрана ("горячая клавиша"). В "Навигаторе" действует система "закладок", вызываемых через меню, их число практически не ограничено. Записанный маршрут кому-то поможет найти обратную дорогу, а кому-то - проследить, чтобы водители не делали левых рейсов.

ПОЕХАЛИ!

Первый маршрут - по области. Например, до платформы Челюскинская Мытищинского района. Мы-то знаем, что проезд с Ярославского шоссе и со стороны стрельбища "Динамо" закрыт - водоохранная зона (необходим спецпропуск). Помогут ли "штурманы" найти объезд? Хорошо ли они ориентируются на местных дорогах, где провожатые нужнее всего?

Запрограммировать "Навигатор" оказалось минутным делом: мы уже отмечали, что железнодорожные платформы он знает. А вот с "Ариадной" пришлось помучиться: привязавшись к автомобилю, уменьшать масштаб, перетаскивать карту, вновь увеличивать масштаб, чтобы увидеть детали, затем все повторять сначала. Да и управлять масштабом через экран не столь удобно, как в "Навигаторе", - отдельными кнопками на компьютере. Пользоваться им приходится часто, а целиться на ходу палочкой в крошечные поля на экране - увольте!

Карта "Навигатора" показалась слишком пестрой. Более привычные, строгие цвета "Ариадны" воспринимаются легче. Да и движется карта плавнее. У "Навигатора" экран обновляется скачками. Впрочем, водитель должен смотреть на дорогу и как можно меньше отвлекаться на экран. Поэтому у обеих систем есть подсказки.

"Ариадна" предупреждает о маневре приятным женским голосом примерно за 100-200 метров до поворота и в самом повороте. У "Навигатора" дикция хуже, но предупреждает он дважды (плюс подсказка в повороте), причем дальность можно запрограммировать. Но главная его изюминка - режим "легенды" (на фото слева), когда на экране появляются указатели ближайших поворотов с расстояниями до них. Вот это действительно удобно! На спокойные голосовые предупреждения "Ариадны" порой не успеваешь среагировать. Чтобы подстраховаться, приходится то и дело отслеживать траекторию на карте. С "легендой" - намного проще: "следующий поворот направо через 15 км" - значит, можно не напрягаться. На сколько ходов вперед подавать "легенду" - зависит от настроек.

КУДА ТЫ ЗАВЕЛ НАС? НЕ ВИДНО НИ ЗГИ...

По Ярославскому шоссе подъезжаем к МКАД. Оба "штурмана" предлагают и дальше ехать прямо, видимо, считая, что водителю, у которого нашлись деньги на навигацию, милицейский пикет - не помеха. Но мы сворачиваем на МКАД, к Осташковскому шоссе. "Вы ушли с маршрута" - хором запели "штурманы". И через какие-то секунды: "Вы на маршруте". Выезжаем на Осташковское шоссе. "Ариадна" первая поняла наш замысел: поедем через Мытищи. Вскоре к ней присоединился и "Навигатор". Но вот оказалось, что едем мы не по шоссе... а по полям и огородам. Обе карты показывали шоссе метрах в ста правее, но пока "Ариадна" молча вела нас к цели, "Навигатор" вслух строил воображаемые маршруты выезда на дорогу.

На развязке в Мытищах мы "проехали" по домам и вновь "ушли с маршрута". Тут мнения гидов разделились. "Ариадна" быстро проложила новый маршрут, словно бывала здесь тысячу раз, а "Навигатор" упорно звал нас на Ярославское шоссе. В итоге "Ариадна", не знавшая названия ни одной улицы в округе, умудрилась-таки привести нас задворками к нужной станции, а вещающий названия улиц "Навигатор" спохватился лишь в самом конце!

Обратную дорогу оба проложили по кратчайшему пути. Но ехали мы опять по опушке леса, а о повороте "штурманы" пару раз предупредили не до, а после него! Впрочем, стоило пересечь МКАД, как все дороги и обочины встали на свои места.

УЛИЦЫ БОЛЬШОГО ГОРОДА

Едем в центр. На этот раз с постройкой маршрута проблем нет. Вдруг в пробке на светофоре проснулся "Навигатор": "Вы ушли с маршрута - вы на маршруте!" И так, пока не поехали. Пробуем изменить настройки, перезагрузить систему: нудная тирада повторяется. Хм, с таким "штурманом" с ума сойдешь. Так, приехали. Но почему "штурманы" показывают разворот? А, понятно: нужный дом - на другой стороне улицы. Молодцы. Строим новый маршрут, но едем в другую сторону. Ага, "Ариадна" не знает, что разворот здесь убрали еще год назад. И здесь тоже. Зато "Навигатор", похоже, в курсе всех новшеств ГАИ.

Разработчики "Ариадны" обещают обновлять базу данных бесплатно каждые два месяца в течение года. База для "Навигатора" стоит около $100 - но, скорее всего, понадобится не скоро.

КОГО БЕРЕМ В РАЗВЕДКУ?

Проведя за рулем целый день, мы сжились с нашими "штурманами". Да, они порой были слишком надоедливы или выбирали не самый оптимальный маршрут, но в целом положиться на них можно - не заблудятся.

Отдать предпочтение какой-либо из систем сложно. Тем, кто любит возиться с настройками, наверняка понравится "Навигатор" - их у него множество: что считать изгибом дороги, уходом с маршрута и т. п. "Ариадна" попроще и порой надежнее, но с поиском конечной точки маршрута, особенно в области, могут возникнуть проблемы. Мы не заметили существенной разницы между стационарной и мобильной антенной, поэтому универсальность "Навигатора" - безусловный плюс. Зато он занимает больше ресурсов компьютера, и если памяти не хватает, может "зависнуть" при прокладке маршрута (так было у нас трижды).

Оба производителя вскоре планируют модернизацию: уточнение карт, расширение списка объектов, новые сервисные функции. Но в любом случае это уже готовые помощники курьерам, "скорой", МЧС. А владельцам КПК прямой резон расширить возможности своего компьютера - ведь стоимость программ и дополнительного оборудования сравнима с ценой комплекта колес!

Благодарим техцентр "АВТОПЛАНЕТА" за помощь в подготовке материала.

Подпишитесь на «За рулем» в