Советы бывалых

СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ

Уважаемые читатели!

В наступившем году мы будем определять лучший совет каждого номера и награждать его автора премией в размере 5000 рублей. Кроме того, вручим и специальные призы - инструменты, оборудование от известной отечественной "Компании СОРОКИНСТРУМЕНТ"". Надеемся, эти устройства станут верными помощниками в гаражном хозяйстве бывалых.

В некоторых автомобилях (в том числе GAZ 24-02) для проверки уровня тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре надо отворачивать пробку. Гораздо удобнее видеть уровень в прозрачном бачке - таком, как на цилиндре сцепления. Чтобы установить его, я просверлил отверстие и нарезал в пробке резьбу для крепежного болта бачка.

Б. БАДЗИЕВ, ВЛАДИКАВКАЗ

Гайки крепления колесных ступиц с нерегулируемыми (шариковыми) подшипниками очень трудно отвернуть стандартными ключами (или головками) без удлинителей. Я, однако, обхожусь без них, причем с минимальными трудозатратами. Способ показываю на рисунке. Подняв колесо домкратом, надеваю на ступичную гайку торцевой ключ с учетом резьбы - левая, правая - и подвожу под него опору (козелок, кирпич и т. п.). Задача в том, чтобы за этим пустить двигатель и включить передачу - опять же в зависимости от резьбы, первую или заднюю.

Еще ни одна гайка не устояла перед таким натиском и не была повреждена. Но предупреждаю: обратившись к этому совету, будьте осторожны!

В. КАРАПЕТЬЯНЦ, МОСКОВСКАЯ ОБЛ., ЭЛЕКТРОСТАЛЬ

Отворачивание ступичной гайки мотором.

Лучший совет номера прислал Александр Пономарев из Пышмы Свердловской области.

Придуманное им приспособление поможет преодолеть трудные участки грунтовых дорог.

Награда - премия 5000 рублей и отличный хромированный домкрат Jack Hobby Line с подставками (грузоподъемность 2 т на 36 см) от компании "Сорокинструмент"".

"Права" получил в 1962 году. Сначала ездил на мотоцикле "ИЖ-Юпитер-2". За руль служебного ЛуАЗ-969 сел спустя четыре года. Вездеход так понравился, что до сих пор не изменяю этой марке, сменив уже три машины.

Семнадцать лет водил служебный Izh 2715, работая в системе землеустройства. В общей сложности проехал более 200 тысяч километров, немалую часть которых - по бездорожью. Именно там, в очередной раз вызволяя застрявшую машину, придумал приспособление, которое позволило вывешивать колеса с меньшей затратой сил и времени. Не раз пользовался советами из журнала "За рулем", поэтому с удовольствием предлагаю читателям свою конструкцию.

Когда требуется вызволить автомобиль, застрявший в луже или глубокой колее, необходимо поднять колеса. Под них положить камни, ветки. Однако хода домкрата, подставленного под кузов, порой не хватает, чтобы вывесить колесо. Избавиться от такого неудобства просто: будем сразу поднимать колесо. Для этого я изготовил несложное приспособление-опору, показанное на фото. Его закрепляю на колесе двумя штатными гайками (или болтами) и, подложив под домкрат припасенный отрезок доски или толстой фанеры, сразу поднимаю колесо на требуемую высоту.

Материал приспособления - стальная полоса шириной 45 и толщиной 4 мм. Размеры - по месту в соответствии с колесом и домкратом.

Мне часто приходится ездить по бездорожью, где это приспособление поможет освободить колеса застрявшей машины раза в два быстрее, чем бывало прежде. Жаль, что придумал это недавно.

А. ПОНОМАРЕВ, СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛ., ПЫШМА

Подъем колеса при помощи приспособления.

ОТ ОТДЕЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ

Для установки приспособления Александра Пономарева требуется отвернуть и завернуть два колесных болта (или гайки), что иногда требует немалых усилий. Видимо, можно обойтись без этого, если подобную опору для домкрата цеплять за вентиляционные отверстия в диске колеса или крепить на цапфе ступицы. Разумеется, для разных колес и домкратов конструкция будет неодинаковой.

Предлагаем читателям разработать, изготовить и испытать такое приспособление. Мы представим в журнале наиболее удачные решения и автора самого лучшего отметим премией.

В пятиступенчатых коробках передач "жигулей" и "нив" случаются поломки болта крепления блока шестерен пятой и задней передач. Это влечет дорогостоящий ремонт коробки, о чем сказано в материале "Простота и коварство" (ЗР, 2003, № 10).

Работая автослесарем, сумел устранить этот дефект в нескольких коробках без их снятия и разборки - к большой радости владельцев. Во всех случаях обломок болта выдавливал заглушку в задней крышке коробки, и через щель вытекала часть масла. Если его оставалось хотя бы поллитра (из 1,5 л), детали коробки не имели повреждений и, стало быть, не требовали замены. Поступаем так.

На яме или подъемнике сливаем масло из коробки. Освобождаем третью опору двигателя вместе с поперечиной и, вращая эластичную муфту, выбираем такое положение, при котором поперечину удается вытащить. Снимаем частично выдавленную заглушку в задней крышке коробки, поддев ее отверткой. Через отверстие извлекаем отломившуюся часть болта. Вторая, резьбовая часть осталась в промежуточном валу. Теперь вся трудность - вывернуть ее. Это удается сделать, цепляя и вращая длинной и тонкой отверткой или шилом остаток болта за края. Операция требует терпения, но оно вознаграждается. Вывернутый остаток болта падает в полость блока шестерен, откуда его легко извлечь магнитной отверткой.

Сборку производим в обратной последовательности. Затягивать болт крепления блока шестерен пятой и задней передач удобнее с помощником, который включит IV передачу и нажмет на педаль тормоза.

Все коробки, отремонтированные таким способом, работают исправно.

С. МАЧНЕВ, С.-ПЕТЕРБУРГ

Подпишитесь на «За рулем» в