Страна комаров и озер

Страна комаров и озер

Среди популярных туристических маршрутов, удаленных от дома на полторы тысячи километров, Карелия – идеальное место. Расстояние от Ярославля до Петрозаводска примерно 1200 км, от Вологды и Череповца и того ближе. Идеально.

От дома до Петрозаводска

Как правило, едут по трассе А114. Эта дорога относится к тем объектам, которые с годами почти не меняются. Такой же неважный асфальт, узкое полотно, мало автозаправочных станций и кафе. Среднее расстояние между последними – почти 100 км, заправки встречаются чуть чаще, но мне приходилось видеть на обочинах голосующих автомобилистов, просящих пару литров «девяносто второго».

Для тех, кто преодолел более чем 500-километровый участок от Череповца до Новой Ладоги, наступает облегчение. Федеральная трасса «Кола» (Е105) на отрезке от Новой Ладоги до Лодейного Поля близка к идеальной: три-четыре полосы, оборудованные заправочные комплексы, где можно выпить кофе и проверить давление в колесах, современные развязки и самая высокая плотность движения. Тем, кто устал, можно посоветовать неплохой мотель возле Новой Ладоги, чтобы утром со свежими силами въехать в Карелию. Если собираетесь ночевать в авто, запаситесь противокомариными средствами. Комары здесь особо хитрые: сначала кусают, а потом жужжат, и их очень много.

Одно из самых запоминающихся мест – шикарная многоуровневая развязка с мостом через реку Свирь в районе Лодейного Поля. Редкая штука: мост не разводится, а на огромных башнях-опорах поднимает центральную часть вместе с железнодорожным полотном.

Сразу после Лодейного Поля дорога сужается до двух полос, и по одной из них вы въезжаете в Карелию. Отсюда начинается холмистость, и полотно разделяет сплошная линия. Впрочем, этот недостаток легко компенсируется слабым движением: рано утром мы проехали порядка 50 км и не увидели ни одной встречной машины. Кафе и АЗС очень мало.

Безлюдность вносит корректировки в поведение водителей. Прежде чем встать на обочине, надо сто раз подумать. Песчаник здесь крайне непрочен, и тяжелый автомобиль легко съезжает вниз. Учитывая, что по краям дороги часто встречаются болота, удовольствие вытаскивать автомобиль сомнительное.

Не забывайте посматривать по сторонам. Очень красивые места есть возле Святозера и Пряжи. А у поселка Матросы, протянувшегося на добрую пару километров, вас будет ожидать инспектор. Вообще, сотрудники ГИБДД в Карелии на трассах дежурят редко и еще реже останавливают. Зато стационарные посты оборудованы мощно. Перед Петрозаводском их будет сразу два.

Рядом с Матросами путешественники знакомятся с местной достопримечательностью – рыжими карельскими коровами. Здесь они бродят, как собаки, – по селам, по лесам, по проезжей части. Предугадать их поведение совершенно невозможно, поэтому самое разумное решение – сбросить скорость. Часто компанию им составляют лоси, выходящие на дорогу.

Зато какое разнообразие среди АЗС! Если в центре России все давно поделено между «Славнефтью», ЛУКОЙЛом, ТНК и «Русснефтью», то в Карелии очень много небольших местных компаний. «Карелиянефтепродукт», «Ойлтексе», «Петроойл» и даже «Готика»... Разброс цен на 92-й достаточно велик: от 17,8 руб. на «Ойлтексе» между Петрозаводском и Сортавалой до 18,7 руб. на «Петроойле». Возле Петрозаводска мы встретили и раритет – стрелочную заправку.

Младший брат Питера

Карельская столица Петрозаводск встречает автолюбителей отремонтированными дорогами и полным отсутствием пробок даже в час пик. В городе с населением 300 тысяч человек автомобилей меньше, чем в Рыбинске. Однако расслабляться не стоит. Из-за холмистой местности Петрозаводск часто сравнивают с Владивостоком. Так что если у вас проблема с ручником, то лучше въезжать в город со стороны Онежского озера.

На первый взгляд гостиниц в городе достаточно, но летом почти все они забиты туристами. Поэтому останавливаться придется или в «Северной», расположенной в самом центре города, или на окраине, в «Петре». Цены приемлемые. В двухзвездочной «Северной» стандартный двухместный номер с санузлом, холодильником и телевизором стоит приблизительно 2500 руб. В ряде номеров есть телефоны, но звонить по ним очень дорого. Гостиница «Прионежская» готова встретить всех с объятиями, но уже за 4500 руб. в таком же стандартном двухместном номере. Машину ставят рядом с гостиницами, только не забудьте дать охранникам рублейсто…

Как правило, Петрозаводск является отправной точкой путешествия на остров Кижи, где расположен уникальный ансамбль русского деревянного зодчества. Однако перед поездкой необходимо купить путевку. Без нее сесть в «Метеор» невозможно даже за самые большие деньги. Час езды на катере – и вы на острове, где нет ни одного автомобиля!

Путешествие на Соловки – занятие не для слабаков. Дело в том, что ехать даже до Беломорска почти 500 км, причем пятая часть пути отвратительного качества. Места в гостиницах Кеми надо заказывать заранее и готовиться к самому худшему. Билеты на теплоход можно купить, но гарантии, что хватит места, нет. По самому же Большому Соловецкому острову лучше передвигаться на велосипеде и фотографировать красоты, коих немало. С машиной там сложно: хорошо, если вы ее оставите в Кеми, а не в Беломорске, где даже охраняемая стоянка не является гарантией сохранности имущества.

На обратном пути стоит посетить Кондопогу с ее огромным ледовым дворцом и равнинный водопад Кивач. Кстати, и в том и в другом случае дорога вполне приличного качества.

Сортавала и Валаам

После посещения Соловков, Кивача и Кижей путешественники, как правило, отправляются в Сортавалу, чтобы оттуда на судах добраться до Валаама. Дорога от поселка Пряжа до Сортавалы заслуживает отдельного рассказа. Она потрясающе красива и абсолютно пустынна. Кристальные озера сменяют друг друга на всем протяжении трассы.

Населенных пунктов здесь очень мало, зато они радуют необычностью названий со старинными финно-угорскими корнями: Кясняселькя, Палалахта, Колатсельга... Эти 250 км автомобилисты едут в среднем 4–5 часов. Придется привыкнуть не только к постоянным ямам, но и поворотам, зачастую довольно резким. Дело в том, что эта дорога строилась на базе приграничной финской трассы, а по правилам приграничная дорога может иметь прямые участки длиной не более 300 м (прицельная дальность автомата «Суоми»).

Впрочем, после поселка Кясняселькя есть отличный участок трассы, позволяющий держать 120–130 км/ч. Дорога хоть и безлюдна, но не «безрекламна». Предприимчивые жители прямо на деревьях вешают номера телефонов эвакуаторов. На абсолютно пустой трассе –обнадеживает.

Сортавала начинается довольно неожиданно – пропускным пунктом, поскольку мы въезжаем в приграничную зону. Принцип досмотра автомобилей так и остался непонятным: могут остановить для проверки старый «жигуль» с местными номерами, а приезжую иномарку пропустить.

Если вы хотите увидеть приморский курортный городок середины 50-х годов, то лучше Сортавалы не найти. Сам город очень мал и безлюден (здесь живет чуть более 20 тысяч человек), но красив именно своим запустением. На центральной улице среди бела дня можно встретить жителя в тапочках. Однако в Сортавале есть целых пять гостиниц. Переночевать перед долгой дорогой более чем благоразумный поступок, тем более что цены вполне умеренные – до 2000 руб. за приличный двухместный номер с максимумом удобств.

Отправляться на Валаам лучше в первой половине дня, когда от крошечного причала отходят корабли. Как и в Петрозаводске, попасть на «Метеор» проблематично, а на соседний катер – вполне реально. За 500 руб. вас отвезут туда и обратно. Иногда на Валаам ходит паром, но ехать к островам на собственном автомобиле невыгодно – уж если совсем нет желания ходить, то на месте можно сесть на монастырскую маршрутку за 50 руб.

После Сортавалы туристы, как правило, возвращаются по наиболее короткому и наименее живописному пути вдоль Ладожского озера на юго-восток. Не спорю, здесь есть потрясающие места, но чаще дорога вьется по лесу, лишь иногда захватывая «жилье» – Питкяранту, Салми, Олонец. Однако старожилы и опытные путешественники советуют (если, конечно, есть лишние полдня) отправиться на юго-запад, через Лахденпохью, Хийтолу и Приозерск. Любители могут заехать в Санкт-Петербург, а остальные – повернуть на Шлиссельбург и выехать на хорошо знакомую трассу «Кола» и по ней отправиться домой.

Да, Карелия действительно очень красивое место для экотуризма. Единственное но: приезжать сюда надо лет через пять. К этому времени местные власти отремонтируют дороги, а бизнес построит необходимое количество гостиниц.

Подпишитесь на «За рулем» в