Глянец по-семейному
Это ж сколько денег надо было в такую красоту вбухать! Какое внимание к деталям! Какие формы! Какие чудные гирлянды светодиодов в задних фонарях! Да на таких минивэнах не то что в театр – в Куршевель всей семьей заявиться не стыдно! Особенно хорош Citroen – он свежее и креативнее. Площадь остекления бьет все рекорды. Ветровое заходит на крышу, радуя водителя панорамой небосвода. У пассажиров над головами аналогичная картина, потому что крыша у C4 Grand Picasso прозрачная. Не автомобиль, а аквариум.
Наружность у Mitsubishi тоже очень интересная: одна только поясная линия чего стоит! Между прочим, многого стоит. Потому как напоминает об автомобилях Maybach. А все оттого, что и Maybach, и Grandis рисовал один и тот же человек. Зовут его Оливье Буле. Он любит такую вот поясную линию и лепит ее на все свои машины.
Но нам, честно говоря, вся эта бижутерия немножко до лампочки. Мы прекрасно понимаем, что дизайн – штука субъективная. Ни померить ее, ни взвесить. Либо нравится, либо нет. Объективность нулевая в этом вопросе.
С другими потребительскими качествами нам, журналистам, не в пример проще работать. Вот взять хотя бы геометрические размеры. Смотрим на них и видим: Mitsubishi длиннее. И колесная база у него больше. А все потому, что Grandis формально выше классом, чем C4 Grand Picasso. Первый – минивэн, второй – компактвэн. Скажете, некорректно сравниваем? Погодите делать выводы, дорогие читатели, присмотритесь прежде к остальным параметрам. Citroen шире и выше конкурента, богаче оснащен, а стоит при этом чуть дешевле. Так что покупатель-эстет, ищущий вместительный однообъемник для своего многодетного семейства, еще спасибо нам скажет, что мы эту пару лбами столкнули, закрыв глаза на классовое неравенство. Да и неравенство это весьма условное и никакими официальными органами не закрепленное. Так что есть два 7-местных однообъемных автомобиля приятной наружности за примерно равную цену – вот вам и почва для сравнения.
В городе
Аквариумную обзорность Citroen C4 Grand Picasso при движении по городу переоценить сложно: все светофоры, дорожные указатели, знаки и сотрудники ДПС видны как на ладони. Тонкие передние стойки кузова глаза не мозолят, треугольные окошки за ветровым стеклом в кои-то веки действительно помогают разглядеть, что творится за бортом автомобиля. Наружные зеркала заднего вида крупные, правое на версиях Exclusive при движении задним ходом автоматически наводится на заднее колесо, помогая припарковаться вплотную к тротуару. Передние габариты чувствуются плохо, но это беда всех однообъемных автомобилей.
Разгонную динамику Citroen C4 Grand Picasso с 2-литровым 143-сильным бензиновым двигателем и 4-ступенчатой АКП можно без преувеличения назвать вялой. Автомобиль всеми своими узлами и агрегатами решительно противится быстрой езде. Обратная связь у рулевого управления отсутствует как класс. Информативность педали тормоза практически нулевая: контролировать интенсивность замедления непросто и при резком торможении Citroen клюет носом. Подобное поведение напрочь лишает желания ехать быстрее потока, часто перестраиваться и обгонять, что с точки зрения активной безопасности, пожалуй, очень даже полезно – семейному автомобилю даешь размеренный образ жизни на дороге! Но тормоза все-таки можно было настроить по-человечески. Оно, конечно, понятно, что с плохой информативностью водитель всегда будет тормозить плавно и заранее, только, например, в безумном московском потоке это не всегда удается – больно уж часто здесь подрезают, и волей-неволей приходится тормозить резко.
Mitsubishi Grandis заметно быстрее соперника, хотя преимущество в мощности у него не такое большое – всего 22 л.с. Тем не менее на Grandis уже можно позволить себе некоторые спортивные вольности. Не Ford S-Max, конечно, но вполне боевой товарищ. «Автомат» расторопнее, чем у Citroen, руль «тяжелее»: на малых скоростях его приходится крутить двумя руками, зато в поворотах он дарит водителю чувство уверенности в автомобиле. А вот настройка тормозов, увы, лишь немногим лучше, чем у Citroen: педаль практически невесомая, свободный и рабочий ходы неразличимы, тормозить быстро и плавно получается через раз – клевки носом при динамичной городской езде гарантированы.
Не способствуют активному вождению и проблемы с обзорностью. Передние стойки кузова слишком толстые и расположены неудачно – в крутых поворотах за них приходится заглядывать, отрывая спину от сиденья. Неудобно. Боковые треугольные окошки добавляют света в салоне, однако этим польза от них и ограничивается.
Водителю, одним словом, за рулем Grandis в городе нелегко: приходится напрягать зрение, шейные позвонки и вообще быть хронически внимательным, так что, несмотря на некоторое преимущество в управлении скоростью, городской раунд Grandis проигрывает C4 Grand Picasso.
За городом
Туристические возможности соперников мы оценивали особенно придирчиво: коль есть в семье такой автомобиль, то кому ж еще отправляться в путешествие, в гости к бабушке или, скажем, на дачу. Citroen в многочасовых поездках по магистралям чувствует себя неплохо. Подвеска терпеливо нивелирует микрорельеф дорожного полотна, но пасует перед крупными неровностями вроде проплешин в асфальте, огорчая путешественников грубыми толчками и нервными потрясениями – подвеска мягкая, но короткоходная. Уровень шума в салоне достаточно высок: в акустической картине доминируют ветер и шины, изредка к ним добавляется какой-то зуд и потрескивание из недр панели приборов.
Во время неизбежных за городом обгонов чадящих на малой скорости грузовиков оказываются полезными подрулевые лепестки принудительного выбора передач: перескакиваешь с их помощью с 4-й на 2-ю и только после этого начинаешь маневр. В полностью автоматическом режиме работы трансмиссии быстро придать автомобилю нужное для обгона ускорение практически невозможно. Зато плавность переключения отменная: смены передач незаметны вообще, словно автомобиль оснащен вариатором. Версии с 6-ступенчатым «роботом» гораздо более нервные и резкие, но и динамика разгона у них повеселее. Курсовая устойчивость же в любом случае превосходная, подруливаний не требуется, вибраций и колебаний на руле не наблюдается.
За руль Mitsubishi Grandis на протяжении всей поездки необходимо держаться двумя руками, иначе машина будет слегка «плавать» по трассе, нервируя соседей по потоку. А держать руль двумя руками по нескольку часов, прямо скажем, не всем понравится. Устают руки. Особенно у высоких водителей, которые далеко отодвигают свое кресло, чтобы на педали было жать удобнее. Кресло-то они отодвинули, а руль притянуть к себе не могут. Не регулируется он по вылету, только по высоте. Так и катят, бедолаги, с вытянутыми руками.
Подвеска у Mitsubishi более энергоемкая, чем у соперника, только уж больно шумная: проезд крупных неровностей сопровождается таким грохотом, что иногда хочется выйти из машины и убедиться, что от нее ничего не отвалилось.
Высокий уровень шума вообще главная претензия к Grandis. Ревет двигатель, воет ветер, гудят шины, трещит салон, со всех концов слышны стоны, звоны и скрипы – такая какофония в дальней дороге, конечно, утомляет.
Есть у Grandis и сильные стороны: обгоны на нем совершать легче, чем на Citroen, прибегать к помощи ручного режима переключения передач не требуется – при продавливании педали газа в пол «автомат» практически мгновенно переходит на более низкую ступень и долго удерживает двигатель на высоких оборотах, позволяя водителю спокойно завершить маневр. Это, конечно, качество приятное и полезное, но путешествие Grandis из отдыха превращает в работу, так что для дальней дороги лучше выбрать C4 Grand Picasso.
Управляемость
Спортивных повадок от семейных «автобусов» никто особенно не ждет. Есть, конечно, уникумы вроде Opel Zafira OPC или того же Ford S-Max, на которых впору катать экскурсии по Северной петле Нюрбургринга.
Однако наши сегодняшние дуэлянты к таковым не относятся. Не те мощности и не тот задор. От них требуется только добросовестно выполнять команды водителя и прощать ему некоторые ошибки в управлении. С этой точки зрения Citroen даже с его «пустым» рулем оказался вполне послушным автомобилем: куда повернул руль, туда он и едет, а любые дестабилизирующие машину действия внешних и внутренних сил на корню пресекает устанавливаемая серийно ESP.
Испытывать C4 Grand Picasso на предел возможностей нет никакого желания, это совершенно неинтересно и попросту трудно – приходится бороться с машиной, идти против ее характера. В спокойном же режиме движения Citroen – гармоничный и приятный автомобиль, катится себе потихоньку, никого не трогает.
Grandis не такой. Более информативный руль, резвый силовой агрегат u1080 и многорычажная задняя подвеска позволяют ехать быстро, но имейте в виду, что система динамической стабилизации управляемости (у Mitsubishi она называется MASC) будет только в дорогой комплектации Intense.
На прочих версиях в критической ситуации надеяться можно только на собственные силы и навыки.
Впрочем, и без системы стабилизации Grandis ведет себя вполне добропорядочно и покорно подчиняется водителю в рамках законов механики. Превысили скорость на входе в поворот? Получите ярко выраженную, но хорошо контролируемую недостаточную поворачиваемость. Все чинно и благородно.
И все же мы считаем, что на семейных машинах система стабилизации должна входить в базовую комплектацию, ведь на скользкой дороге или при объезде внезапно возникшего препятствия даже с хорошим шасси неопытный водитель может попасть в беду. Вместе со своим достопочтенным семейством. Поэтому даже с учетом более понятного и приятного в управлении шасси мы не можем присудить Grandis победу над соперником в этом раунде. Паритет.
Эргономика и комфорт
Интерьер C4 Grand Picasso можно смело ставить на витрину мебельного бутика. Передние кресла хочется снять с автомобиля и поставить дома в гостиной – очень уж они красивые и удобные. Диапазон регулировок удовлетворит любого водителя, посадка за рулем правильная, легковая, а не автобусная, как у Grandis. Ступица руля, как и у всех C4, не вращается и усеяна множеством кнопочек, которые по замыслу разработчиков должны позволить водителю пользоваться информационно-развлекательными ресурсами автомобиля не отрывая рук от руля. Замысел хорош, хотя исполнение не слишком удачное – понять без инструкции, за что какая клавиша отвечает, невозможно.
К другим эргономическим нововведениям в салоне Citroen претензий нет: «кочергой» переключения режимов АКП на рулевой колонке пользоваться удобно, блок управления климат-контролем, что рядом с водительской дверью, интуитивно понятен.
Приборы вместе с информационным дисплеем расположены над центральной консолью. Крупным цифровым спидометром пользоваться одно удовольствие, а вот тахометр слишком далеко от водителя – быстро считать с него показания нелегко. С другой стороны, на версиях с АКП глядеть на тахометр нет никакой необходимости.
Между спидометром и тахометром расположился нарядный экран информационно-мультимедийной системы. Его можно настраивать по собственному вкусу: выбирать цветовую схему оформления, задавать отображение нужных параметров вроде запаса хода или мгновенного расхода топлива. Управляется все это хозяйство джойстиком на панели магнитолы. Алгоритм достаточно прост и понятен, но сам джойстик и кнопочки вокруг него слишком мелкие – какому-нибудь потомственному мяснику с пальцами-сардельками будет неудобно.
Тестовый Citroen был оснащен опциональной аудиосистемой класса Hi-Fi с восемью громкоговорителями и сабвуфером. Качество звучания, увы, неважное, и многочисленные настройки акустической картины ничего не могут с этим поделать, так что от этой опции можно смело отказаться. А вот DVD-проигрыватель с беспроводными наушниками и двумя ЖК-мониторами, встроенными в спинки передних кресел, заказать рекомендуем. Это отличный досуг в дороге для домочадцев и заодно некоторая моральная компенсация за слишком плоские и неуютные кресла второго ряда.
Каждое кресло двигается вперед-назад, но даже в самом дальнем положении места для ног не очень много, так что самое «козырное» кресло из трех, что во втором ряду, – среднее: сидя на нем, можно вытянуть ноги в ничем не занятый и ровный проем между передними креслами. Зато у сидящих по бокам есть индивидуальные дефлекторы обдува, откидные столики для обеда и солнцезащитные шторки на окнах.
На откидных багажных стульчиках C4 Grand Picasso будет комфортно только маленьким детям, взрослому человеку ростом 180 см там делать нечего – очень тесно.
В Mitsubishi Grandis багажные кресла гораздо лучше: они большие и уютные, места для ног хватает – вот вам и лишние 10 см колесной базы. Комфортнее в Mitsubishi и на сиденьях второго ряда: здесь больше места для ног, чем в Citroen, а сами кресла глубже и мягче – на таких в дороге и вздремнуть не грех.
Если спать не хочется, можно разглядывать звезды или облака над головой – тестовый Grandis в комплектации Intense был оснащен двумя люками в крыше. Первый (с механическим приводом) расположен над головами водителя и переднего пассажира, второй (электрифицированный) – для путешествующих во втором ряду.
По площади оба люка меньше, чем панорамная крыша у Citroen, но если во французской машине эта крыша намертво прикреплена к кузову, то в Mitsubishi оба люка открываются, наполняя салон свежим воздухом.
DVD-проигрывателем Grandis обделен, но столики для питания, вмонтированные в спинки передних кресел, имеются, а индивидуальные дефлекторы обдува есть даже у пассажиров третьего ряда. Аудиосистема хоть и лишена приставки Hi-Fi, звучит не хуже, чем в Citroen. А вот информационный экран на центральной консоли проигрывает французскому по всем статьям: он монохромный маленький и по качеству графики напоминает калькуляторы «Электроника». Скучно, братцы.
Посадка водителя в Mitsubishi специфическая, автобусная, водителям легковых автомобилей придется привыкать к сильно наклоненному к горизонтали рулю. Угол наклона, впрочем, можно регулировать, а вылет ступицы нет. К прочим органам управления, в отличие от Citroen, привыкать не придется: красивые аналоговые приборы, рукоятки управления микроклиматом и селектор АКП расположены на традиционных местах, претензий к ним нет.
Так какой же автомобиль комфортнее? С точки зрения водителя – Citroen: здесь удобнее посадка, лучше обзорность. Но пассажиры обеими руками голосуют за Grandis: кресла второго и третьего рядов значительно лучше, и время в пути на них летит незаметно. Казалось бы, опять паритет? Не совсем. Последнюю лепту в расстановке сил по части комфорта вносит уровень шума, а он в Mitsubishi выше, что позволяет сопернику получить преимущество.
Практичность и удобство
Полочками и ящичками для мелочей могут похвастать оба автомобиля, но в Citroen их особенно много: передняя панель ими буквально усеяна – куда ни ткни, что-нибудь откроется. Пижонство? Отнюдь. Лишних емкостей в таких машинах не бывает: если седоками заняты все семь мест, то в багажнике C4 Grand Picasso остается всего 208 VDA-литров грузового пространства, и часть вещей, приготовленных для дальней поездки, придется неизбежно расфасовывать по дополнительным ячейкам. У Mitsubishi таковых меньше, чем в Citroen, зато минимальный объем багажника больше – 320 VDA-литров. Для отпускного скарба большого семейства этого все равно будет маловато. Придется пожертвовать как минимум одним креслом и соответственно участником экспедиции.
В обеих машинах любое кресло среднего ряда можно сложить или вовсе демонтировать, а багажные сиденья складываются вровень с полом. Одним словом, возможности по перевозке груза у соперников примерно равны и при полной пассажирской загрузке довольно скромны.
Выводы
Если взглянуть на нашу итоговую «звездочку» оценок, то формальный победитель дуэли станет очевиден – это Citroen C4 Grand Picasso. Он современнее, безопаснее, комфортнее с точки зрения водителя и немножко дешевле. Но если вам нужен автомобиль с полноценными семью взрослыми местами, то здесь Citroen вам не помощник – его посадочную формулу можно описать лишь как 5+2. Для семьи с маленькими детьми это не проблема, но если среди ваших домочадцев только полноразмерные дяди и тети, то лучше взять Mitsubishi Grandis. Да, он более шумный, да, эргономика места водителя неидеальна, зато по динамическим качествам Grandis больше похож на легковой автомобиль. Citroen же как динамикой движения, так и дизайном интерьера скорее напоминает сухопутную яхту. И подобные ассоциации очень нравятся покупателям, тяготеющим к красоте и роскоши.