Глянец по-семейному

На фоне падения мирового покупательского интереса к минивэнам в пользу кроссоверов наличие в свободной продаже таких бриллиантов однообъемного дизайна, как Citroen C4 Grand Picasso или Mitsubishi Grandis, можно считать аттракционом неслыханной щедрости от их производителей.

Это ж сколько денег надо было в такую красоту вбухать! Какое внимание к деталям! Какие формы! Какие чудные гирлянды светодиодов в задних фонарях! Да на таких минивэнах не то что в театр – в Куршевель всей семьей заявиться не стыдно! Особенно хорош Citroen – он свежее и креативнее. Площадь остекления бьет все рекорды. Ветровое заходит на крышу, радуя водителя панорамой небосвода. У пассажиров над головами аналогичная картина, потому что крыша у C4 Grand Picasso прозрачная. Не автомобиль, а аквариум.

Наружность у Mitsubishi тоже очень интересная: одна только поясная линия чего стоит! Между прочим, многого стоит. Потому как напоминает об автомобилях Maybach. А все оттого, что и Maybach, и Grandis рисовал один и тот же человек. Зовут его Оливье Буле. Он любит такую вот поясную линию и лепит ее на все свои машины.

Но нам, честно говоря, вся эта бижутерия немножко до лампочки. Мы прекрасно понимаем, что дизайн – штука субъективная. Ни померить ее, ни взвесить. Либо нравится, либо нет. Объективность нулевая в этом вопросе.

С другими потребительскими качествами нам, журналистам, не в пример проще работать. Вот взять хотя бы геометрические размеры. Смотрим на них и видим: Mitsubishi длиннее. И колесная база у него больше. А все потому, что Grandis формально выше классом, чем C4 Grand Picasso. Первый – минивэн, второй – компактвэн. Скажете, некорректно сравниваем? Погодите делать выводы, дорогие читатели, присмотритесь прежде к остальным параметрам. Citroen шире и выше конкурента, богаче оснащен, а стоит при этом чуть дешевле. Так что покупатель-эстет, ищущий вместительный однообъемник для своего многодетного семейства, еще спасибо нам скажет, что мы эту пару лбами столкнули, закрыв глаза на классовое неравенство. Да и неравенство это весьма условное и никакими официальными органами не закрепленное. Так что есть два 7-местных однообъемных автомобиля приятной наружности за примерно равную цену – вот вам и почва для сравнения.

В го­ро­де

Аквариумную обзорность Citroen C4 Grand Picasso при движении по городу переоценить сложно: все светофоры, дорожные указатели, знаки и сотрудники ДПС видны как на ладони. Тонкие передние стойки кузова глаза не мозолят, треугольные окошки за ветровым стеклом в кои-то веки действительно помогают разглядеть, что творится за бортом автомобиля. Наружные зеркала заднего вида крупные, правое на версиях Exclusive при движении задним ходом автоматически наводится на заднее колесо, помогая припарковаться вплотную к тротуару. Передние габариты чувствуются плохо, но это беда всех однообъемных автомобилей.

Разгонную динамику Citroen C4 Grand Picasso с 2-литровым 143-сильным бензиновым двигателем и 4-ступенчатой АКП можно без преувеличения назвать вялой. Автомобиль всеми своими узлами и агрегатами решительно противится быстрой езде. Обратная связь у рулевого управления отсутствует как класс. Информативность педали тормоза практически нулевая: контролировать интенсивность замедления непросто и при резком торможении Citroen клюет носом. Подобное поведение напрочь лишает желания ехать быстрее потока, часто перестраиваться и обгонять, что с точки зрения активной безопасности, пожалуй, очень даже полезно – семейному автомобилю даешь размеренный образ жизни на дороге! Но тормоза все-таки можно было настроить по-человечески. Оно, конечно, понятно, что с плохой информативностью водитель всегда будет тормозить плавно и заранее, только, например, в безумном московском потоке это не всегда удается – больно уж часто здесь подрезают, и волей-неволей приходится тормозить резко.

Mitsubishi Grandis заметно быстрее соперника, хотя преимущество в мощности у него не такое большое – всего 22 л.с. Тем не менее на Grandis уже можно позволить себе некоторые спортивные вольности. Не Ford S-Max, конечно, но вполне боевой товарищ. «Автомат» расторопнее, чем у Citroen, руль «тяжелее»: на малых скоростях его приходится крутить двумя руками, зато в поворотах он дарит водителю чувство уверенности в автомобиле. А вот настройка тормозов, увы, лишь немногим лучше, чем у Citroen: педаль практически невесомая, свободный и рабочий ходы неразличимы, тормозить быстро и плавно получается через раз – клевки носом при динамичной городской езде гарантированы.

Не способствуют активному вождению и проблемы с обзорностью. Передние стойки кузова слишком толстые и расположены неудачно – в крутых поворотах за них приходится заглядывать, отрывая спину от сиденья. Неудобно. Боковые треугольные окошки добавляют света в салоне, однако этим польза от них и ограничивается.

Водителю, одним словом, за рулем Grandis в городе нелегко: приходится напрягать зрение, шейные позвонки и вообще быть хронически внимательным, так что, несмотря на некоторое преимущество в управлении скоростью, городской раунд Grandis проигрывает C4 Grand Picasso.

За го­ро­дом

Туристические возможности соперников мы оценивали особенно придирчиво: коль есть в семье такой автомобиль, то кому ж еще отправляться в путешествие, в гости к бабушке или, скажем, на дачу. Citroen в многочасовых поездках по магистралям чувствует себя неплохо. Подвеска терпеливо нивелирует микрорельеф дорожного полотна, но пасует перед крупными неровностями вроде проплешин в асфальте, огорчая путешественников грубыми толчками и нервными потрясениями – подвеска мягкая, но короткоходная. Уровень шума в салоне достаточно высок: в акустической картине доминируют ветер и шины, изредка к ним добавляется какой-то зуд и потрескивание из недр панели приборов.

Во время неизбежных за городом обгонов чадящих на малой скорости грузовиков оказываются полезными подрулевые лепестки принудительного выбора передач: перескакиваешь с их помощью с 4-й на 2-ю и только после этого начинаешь маневр. В полностью автоматическом режиме работы трансмиссии быстро придать автомобилю нужное для обгона ускорение практически невозможно. Зато плавность переключения отменная: смены передач незаметны вообще, словно автомобиль оснащен вариатором. Версии с 6-ступенчатым «роботом» гораздо более нервные и резкие, но и динамика разгона у них повеселее. Курсовая устойчивость же в любом случае превосходная, подруливаний не требуется, вибраций и колебаний на руле не наблюдается.

За руль Mitsubishi Grandis на протяжении всей поездки необходимо держаться двумя руками, иначе машина будет слегка «плавать» по трассе, нервируя соседей по потоку. А держать руль двумя руками по нескольку часов, прямо скажем, не всем понравится. Устают руки. Особенно у высоких водителей, которые далеко отодвигают свое кресло, чтобы на педали было жать удобнее. Кресло-то они отодвинули, а руль притянуть к себе не могут. Не регулируется он по вылету, только по высоте. Так и катят, бедолаги, с вытянутыми руками.

Подвеска у Mitsubishi более энергоемкая, чем у соперника, только уж больно шумная: проезд крупных неровностей сопровождается таким грохотом, что иногда хочется выйти из машины и убедиться, что от нее ничего не отвалилось.

Высокий уровень шума вообще главная претензия к Grandis. Ревет двигатель, воет ветер, гудят шины, трещит салон, со всех концов слышны стоны, звоны и скрипы – такая какофония в дальней дороге, конечно, утомляет.

Есть у Grandis и сильные стороны: обгоны на нем совершать легче, чем на Citroen, прибегать к помощи ручного режима переключения передач не требуется – при продавливании педали газа в пол «автомат» практически мгновенно переходит на более низкую ступень и долго удерживает двигатель на высоких оборотах, позволяя водителю спокойно завершить маневр. Это, конечно, качество приятное и полезное, но путешествие Grandis из отдыха превращает в работу, так что для дальней дороги лучше выбрать C4 Grand Picasso.

Уп­рав­ля­е­мость

Спортивных повадок от семейных «автобусов» никто особенно не ждет. Есть, конечно, уникумы вроде Opel Zafira OPC или того же Ford S-Max, на которых впору катать экскурсии по Северной петле Нюрбургринга.

Однако наши сегодняшние дуэлянты к таковым не относятся. Не те мощности и не тот задор. От них требуется только добросовестно выполнять команды водителя и прощать ему некоторые ошибки в управлении. С этой точки зрения Citroen даже с его «пустым» рулем оказался вполне послушным автомобилем: куда повернул руль, туда он и едет, а любые дестабилизирующие машину действия внешних и внутренних сил на корню пресекает устанавливаемая серийно ESP.

Испытывать C4 Grand Picasso на предел возможностей нет никакого желания, это совершенно неинтересно и попросту трудно – приходится бороться с машиной, идти против ее характера. В спокойном же режиме движения Citroen – гармоничный и приятный автомобиль, катится себе потихоньку, никого не трогает.

Grandis не такой. Более информативный руль, резвый силовой агрегат u1080 и многорычажная задняя подвеска позволяют ехать быстро, но имейте в виду, что система динамической стабилизации управляемости (у Mitsubishi она называется MASC) будет только в дорогой комплектации Intense.

На прочих версиях в критической ситуации надеяться можно только на собственные силы и навыки.

Впрочем, и без системы стабилизации Grandis ведет себя вполне добропорядочно и покорно подчиняется водителю в рамках законов механики. Превысили скорость на входе в поворот? Получите ярко выраженную, но хорошо контролируемую недостаточную поворачиваемость. Все чинно и благородно.

И все же мы считаем, что на семейных машинах система стабилизации должна входить в базовую комплектацию, ведь на скользкой дороге или при объезде внезапно возникшего препятствия даже с хорошим шасси неопытный водитель может попасть в беду. Вместе со своим достопочтенным семейством. Поэтому даже с учетом более понятного и приятного в управлении шасси мы не можем присудить Grandis победу над соперником в этом раунде. Паритет.

Эргономика и комфорт

Интерьер C4 Grand Picasso можно смело ставить на витрину мебельного бутика. Передние кресла хочется снять с автомобиля и поставить дома в гостиной – очень уж они красивые и удобные. Диапазон регулировок удовлетворит любого водителя, посадка за рулем правильная, легковая, а не автобусная, как у Grandis. Ступица руля, как и у всех C4, не вращается и усеяна множеством кнопочек, которые по замыслу разработчиков должны позволить водителю пользоваться информационно-развлекательными ресурсами автомобиля не отрывая рук от руля. Замысел хорош, хотя исполнение не слишком удачное – понять без инструкции, за что какая клавиша отвечает, невозможно.

К другим эргономическим нововведениям в салоне Citroen претензий нет: «кочергой» переключения режимов АКП на рулевой колонке пользоваться удобно, блок управления климат-контролем, что рядом с водительской дверью, интуитивно понятен.

Приборы вместе с информационным дисплеем расположены над центральной консолью. Крупным цифровым спидометром пользоваться одно удовольствие, а вот тахометр слишком далеко от водителя – быстро считать с него показания нелегко. С другой стороны, на версиях с АКП глядеть на тахометр нет никакой необходимости.

Между спидометром и тахометром расположился нарядный экран информационно-мультимедийной системы. Его можно настраивать по собственному вкусу: выбирать цветовую схему оформления, задавать отображение нужных параметров вроде запаса хода или мгновенного расхода топлива. Управляется все это хозяйство джойстиком на панели магнитолы. Алгоритм достаточно прост и понятен, но сам джойстик и кнопочки вокруг него слишком мелкие – какому-нибудь потомственному мяснику с пальцами-сардельками будет неудобно.

Тестовый Citroen был оснащен опциональной аудиосистемой класса Hi-Fi с восемью громкоговорителями и сабвуфером. Качество звучания, увы, неважное, и многочисленные настройки акустической картины ничего не могут с этим поделать, так что от этой опции можно смело отказаться. А вот DVD-проигрыватель с беспроводными наушниками и двумя ЖК-мониторами, встроенными в спинки передних кресел, заказать рекомендуем. Это отличный досуг в дороге для домочадцев и заодно некоторая моральная компенсация за слишком плоские и неуютные кресла второго ряда.

Каждое кресло двигается вперед-назад, но даже в самом дальнем положении места для ног не очень много, так что самое «козырное» кресло из трех, что во втором ряду, – среднее: сидя на нем, можно вытянуть ноги в ничем не занятый и ровный проем между передними креслами. Зато у сидящих по бокам есть индивидуальные дефлекторы обдува, откидные столики для обеда и солнцезащитные шторки на окнах.

На откидных багажных стульчиках C4 Grand Picasso будет комфортно только маленьким детям, взрослому человеку ростом 180 см там делать нечего – очень тесно.

В Mitsubishi Grandis багажные кресла гораздо лучше: они большие и уютные, места для ног хватает – вот вам и лишние 10 см колесной базы. Комфортнее в Mitsubishi и на сиденьях второго ряда: здесь больше места для ног, чем в Citroen, а сами кресла глубже и мягче – на таких в дороге и вздремнуть не грех.

Если спать не хочется, можно разглядывать звезды или облака над головой – тестовый Grandis в комплектации Intense был оснащен двумя люками в крыше. Первый (с механическим приводом) расположен над головами водителя и переднего пассажира, второй (электрифицированный) – для путешествующих во втором ряду.

По площади оба люка меньше, чем панорамная крыша у Citroen, но если во французской машине эта крыша намертво прикреплена к кузову, то в Mitsubishi оба люка открываются, наполняя салон свежим воздухом.

DVD-проигрывателем Grandis обделен, но столики для питания, вмонтированные в спинки передних кресел, имеются, а индивидуальные дефлекторы обдува есть даже у пассажиров третьего ряда. Аудиосистема хоть и лишена приставки Hi-Fi, звучит не хуже, чем в Citroen. А вот информационный экран на центральной консоли проигрывает французскому по всем статьям: он монохромный маленький и по качеству графики напоминает калькуляторы «Электроника». Скучно, братцы.

Посадка водителя в Mitsubishi специфическая, автобусная, водителям легковых автомобилей придется привыкать к сильно наклоненному к горизонтали рулю. Угол наклона, впрочем, можно регулировать, а вылет ступицы нет. К прочим органам управления, в отличие от Citroen, привыкать не придется: красивые аналоговые приборы, рукоятки управления микроклиматом и селектор АКП расположены на традиционных местах, претензий к ним нет.

Так какой же автомобиль комфортнее? С точки зрения водителя – Citroen: здесь удобнее посадка, лучше обзорность. Но пассажиры обеими руками голосуют за Grandis: кресла второго и третьего рядов значительно лучше, и время в пути на них летит незаметно. Казалось бы, опять паритет? Не совсем. Последнюю лепту в расстановке сил по части комфорта вносит уровень шума, а он в Mitsubishi выше, что позволяет сопернику получить преимущество.

Прак­тич­ность и удоб­ство

Полочками и ящичками для мелочей могут похвастать оба автомобиля, но в Citroen их особенно много: передняя панель ими буквально усеяна – куда ни ткни, что-нибудь откроется. Пижонство? Отнюдь. Лишних емкостей в таких машинах не бывает: если седоками заняты все семь мест, то в багажнике C4 Grand Picasso остается всего 208 VDA-литров грузового пространства, и часть вещей, приготовленных для дальней поездки, придется неизбежно расфасовывать по дополнительным ячейкам. У Mitsubishi таковых меньше, чем в Citroen, зато минимальный объем багажника больше – 320 VDA-литров. Для отпускного скарба большого семейства этого все равно будет маловато. Придется пожертвовать как минимум одним креслом и соответственно участником экспедиции.

В обеих машинах любое кресло среднего ряда можно сложить или вовсе демонтировать, а багажные сиденья складываются вровень с полом. Одним словом, возможности по перевозке груза у соперников примерно равны и при полной пассажирской загрузке довольно скромны.

Вы­воды

Если взглянуть на нашу итоговую «звездочку» оценок, то формальный победитель дуэли станет очевиден – это Citroen C4 Grand Picasso. Он современнее, безопаснее, комфортнее с точки зрения водителя и немножко дешевле. Но если вам нужен автомобиль с полноценными семью взрослыми местами, то здесь Citroen вам не помощник – его посадочную формулу можно описать лишь как 5+2. Для семьи с маленькими детьми это не проблема, но если среди ваших домочадцев только полноразмерные дяди и тети, то лучше взять Mitsubishi Grandis. Да, он более шумный, да, эргономика места водителя неидеальна, зато по динамическим качествам Grandis больше похож на легковой автомобиль. Citroen же как динамикой движения, так и дизайном интерьера скорее напоминает сухопутную яхту. И подобные ассоциации очень нравятся покупателям, тяготеющим к красоте и роскоши.

Подпишитесь на «За рулем» в