Третье пришествие
Новый Wrangler действительно новый! Это слово касается всех его агрегатов без исключения. Под капотом – новый итальянский дизель CRD от VM Motori, трансмиссия – с новым немецким 5-ступенчатым «автоматом», а вместо крестовин в карданном вале теперь ШРУСы. Раздаточная коробка почти как у Dodge Ram, а мосты позаимствованы у нового Grand Cherokee. Но самая главная новость заключается в том, что Wrangler теперь бывает и 5-дверным!
Оттого и зародились разногласия между поклонниками модели. Одни говорят, что обилие новомодного пластика в салоне, пластиковые расширители арок и фирменный «гриль» решетки радиатора – признаки огламуривания некогда по-мужски грубого автомобиля. Другие, напротив, уверены, что это было необходимо, дабы не отставать от современных тенденций. И те и эти правы!
Машина действительно стала более современной, однако признаки ее военного прошлого и спартанского имиджа остались. Так, капот запирается двумя обычными защелками, подобными тем, что применялись на грузовиках 50–60-х годов. Безусловно, стильное решение, но оставлять фактически незапертый моторный отсек, особенно в условиях российской эксплуатации, страшновато.
Зеркала регулируются вручную, нажатием пальца на сам зеркальный элемент. Из-за чрезмерно тугого механизма зеркало, не ровен час, может треснуть. Если открутить несколько болтов на стойках, ветровое стекло откидывается вперед, ложась на резиновые опоры на капоте. Двери навешены на наружные петли, их ручки массивны, с очень тугими кнопками, а ограничитель открывания текстильный. Дешево и стильно. Захлопываются двери с лязгающим звуком.
Перемахнув через высокий порог, оказываешься будто за рулем броневика. Плоское, почти вертикальное стекло, узкие окошки, руль почти без наклона и каркас безопасности вдоль всего потолка.
Говорить об эргономике довольно сложно. Все включается с большим усилием и расположено по принципу «куда было – туда и смонтировали». Кнопки стеклоподъемников находятся на центральной консоли и на задней стенке бокса между сиденьями, а кругляши микроклимата расположены слишком низко. Попытка более или менее комфортно усесться на водительском месте обречена на провал – то руль близко, то педали далеко. Кресла вполне удобны, но подушка слишком высока даже в нижнем положении. Непривычно произносить эту фразу для Wrangler, но в исполнении Unlimited на заднем диване без труда усядутся трое. Неудобство может быть вызвано только короткой подушкой. Интересный момент: для всех задних пассажиров предусмотрены трехточечные ремни безопасности. Но и они необычные – при обратном ходе их фиксирует «трещотка». А для того чтобы вытянуть зафиксированный ремень, нужно до конца его свернуть, а потом уже тянуть. Очень неудобно.
Внедорожный потенциал джипа отменный. У него низкооборотистый V-образный двигатель, плавный «автомат», неразрезные мосты, внушительный клиренс и отключаемый стабилизатор поперечной устойчивости. Комплектация Rubicon подразумевает блокируемые дифференциалы, измененные передаточные числа в трансмиссии и увеличенный клиренс. Но к сожалению, такая версия в Россию не поставляется.
На шоссе Wrangler блеснуть нечем. Вялая динамика обусловлена очень задумчивым «автоматом» и задушенным под экологию мотором. При этом аппетит у машины пугающий: на шоссе при средней скорости 70–80 км/ч показания бортового компьютера еле-еле опустились до 16 л/100 км. Куда более выгоден дизельный вариант. И разгон у него бодрее, да и расход меньше.
На прямой Wrangler стоит нормально, но в виражи заходит не очень охотно. Невнятное рулевое управление вкупе с большими кренами и относительно жесткой подвеской заставляют постоянно подруливать.
О виброакустическом комфорте можно даже не упоминать. Любая, даже самая мелкая, неровность отдается дребезжанием немногочисленных пластиковых накладок в салоне и панелей крыши, а пассажиров при этом изрядно потряхивает. Правда, на старых Wrangler с рессорной подвеской все было намного хуже.
В багажнике 3-дверной машины кроме пары канистр найдется место и для пары спортивных сумок. Версия Unlimited более вместительна, но если на нее установить комплект мягкой крыши Dual Top, то грузовой отсек станет сопоставим с багажником короткобазной машины, если не меньше.
Кстати о крыше. Помимо двух съемных панелей над передним рядом сидений можно снять и заднюю часть крыши вместе с боковыми стеклами. Пластиковый потолок спереди отстегивается при помощи четырех защелок, его легко демонтировать, а при снятии задней панели без помощника и гаечного ключа не обойтись.
На выбор российскому покупателю предлагают машины с двумя типами двигателей – это 2,8-литровый дизель и V-образная «шестерка» 3.8. Трансмиссии только автоматические. Для бензиновых машин предусмотрен старый 4-ступенчатый «автомат», а для дизельного мотора – новый 5-ступенчатый. «Механике» в Россию дорога закрыта.
Денег культовый автомобиль стоит немалых: за базовый Wrangler просят 1 092 000 рублей (31 200 евро), а комплектация Sahara без дополнительного оборудования стоит 1 333 000 рублей (38 100 евро). Но ведь, приобретая Wrangler, его хозяин автоматически становится носителем истории легендарной марки, обречен на вечное внимание со стороны окружающих и получает возможность каждый день ощущать неистребимый заряд энергии этого вечно молодого автомобиля.
Спартанцы Нового Света
Jeep Wrangler первого поколения (YJ), потомок славного «вояки» Willys, появился в 1987 году. На конвейере он сменил Jeep CJ. Стилистическая концепция автомобиля осталась прежней, и он сохранил схожесть с предыдущими моделями. Одной из характерных особенностей YJ стали знаменитые прямоугольные фары. У нового Jeep была более длинная колесная база, меньше дорожный просвет. Для улучшения управляемости появились стабилизаторы поперечной устойчивости. В целом спартанский прежде вездеход стал комфортнее. Покупатель выбирал между двигателями AMC: 4-цилиндровым объемом 2,5 л и рядной «шестеркой» 4.2. В 1991 году этот 112-сильный мотор заменили на 4-литровый мощностью 180 л.с. Комплектации: базовая, Laredo, Islander, Sahara и Rio Grande. Особняком стоит модификация Renegade, которую производили с 1991 по 1994 год.
Wrangler TJ второго поколения появился весной 1996 года (в 1997 модельном году). В гамму двигателей включили крайслеровский 4-цилиндровый PowerTech объемом 2,4 л. Вместо рессор автомобиль получил витые пружины. Модели вернули классические круглые фары. Из особых исполнений стоит упомянуть Rubicon и Unlimited. Первая модификация, появившаяся в 2003 году, оснащалась более продвинутым оборудованием. Например, мостами Dana 44 с самоблокирующимися дифференциалами и главным передаточным отношением 4,1:1,0, раздаткой NV241. Wrangler Unlimited 2004 года отличался удлиненной на 25,4 см колесной базой.
Клоны
Отличные внедорожные возможности, неприхотливость и культовый статус Wrangler и его предшественников побудил некоторых автопроизводителей начать выпуск фактически клонов Jeep. То есть автомобилей предельно простой конструкции и схожего дизайна. Пожалуй, один из самых знаменитых – компактный Suzuki Samurai. Концептуально он близок Jeep, хотя явного внешнего сходства между ними нет. При скромных габаритах и маленьком моторчике, Samurai зарекомендовал себя серьезным «проходимцем». Концерн Kia Motors выпускал внедорожники Rocsta и Retona под маркой Asia (1990– 1997 годы – первое поколение, 1997–1999-й – Rocsta I, 1999–2001 годы – Retona). Некоторые модели выпускались непосредственно по лицензии американской компании. Так, у японской Mitsubishi и индийской Mahindra есть копии Jeep CJ-3B. Интересно, что в их интерпретации автомобиль так и назывался – Jeep. Японцы свернули его производство в 1998 году. В Индии вездеход выпускают до сих пор.