Живописный уникум

Живописный уникум

До ввода в эксплуатацию участка Звенигородского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова остается всего три месяца. Этот отрезок трассы начинается у пересечения кольца с Новорижским шоссе и большей частью проходит по искусственным сооружениям. Одно из них – тоннель под Москворецким парком Серебряноборского лесничества, другое – мост через Москва-реку. Оба объекта считаются уникальными: некоторые технологии, примененные при их строительстве, использовались впервые в мире.

На юго-восток

Магистраль стартует от ныне существующей развязки на 62-м км МКАД, которая обеспечит прямую связь реконструируемого Новорижского шоссе с центром города. Развязку сделают трехуровневой, добавив дополнительные эстакады-съезды в сторону области и из области на МКАД. В ее состав войдет также тоннель, его строительство не нарушит движения по Кольцевой дороге. Аналогом этого сооружения может служить развязка на Ленинградке, где помимо наземных боковых выездов на кольцо предусмотрен надземный этаж для транзитного транспорта. Далее трасса двинется в юго-восточном направлении, по территории Строгино, и в районе Лыковского проезда уйдет под землю. Как сообщают в «Метрогипротрансе», проектировавшем тоннель, его протяженность составляет порядка 2,5 км, не считая рамп (спусков). Их длина на входе со стороны МКАД – 247 м, на выходе, уже в Крылатском, у одноименной улицы – 236 м.

– Этот тоннель самый большой в Москве, – поясняет Павел Касаткин, заместитель главного инженера проекта «Метрогипротранса». – Хотя он короче Лефортовского, но имеет два рукава: по одному из них будет осуществляться движение в сторону области, по другому – в сторону центра, а в нижнем ярусе, под автодорогой, пройдет еще и Митинско-Строгинская линия метрополитена.

Со щитом и без щита

При прокладке тоннеля использовался все тот же знаменитый щит, несколько лет назад работавший в Лефортово. По словам Павла Касаткина, часть сооружения (в начале и в конце) построена так называемым открытым способом, при котором сначала роют котлован, затем возводят каркас и после засыпают его землей. Такой метод, в отличие от щитовой проходки, не позволяет сохранить в неприкосновенности природоохранные территории, поэтому его применили только там, где это было возможно. Остальное пробивалось с помощью щита. Осадка грунта в районе тоннеля составила не более 15 мм, в то время как раньше при возведении подобных объектов она достигала 50–70 мм.

Глубина залегания тоннеля в среднем не менее 20 м, впрочем, есть и участки, расположенные на 40-метровой глубине. При диаметре «трубы» 14,2 м ширина собственно проезжей части каждой из двух веток – 10,25 м. Таким образом, полос движения в одном направлении получается три: две по 3,5 м и одна – крайняя левая, для легкового транспорта – 3,25 м.

В целях безопасности

Между двумя рукавами тоннеля, которые располагаются на расстоянии 15 м один от другого, построены сбойки – небольшие поперечные тоннельчики, проложенные на расстоянии 250 м друг от друга (всего их пять). Они обеспечивают связь рукавов на случай чрезвычайных ситуаций. Сбойки проложены вручную, в крайне сложных условиях, при неустойчивых грунтах, поэтому, как сообщают в «Метрогипротрансе», их строительство – опыт, уникальный не только в отечественной, но и в мировой практике. Кроме того, в пространстве, разделяющем две основные ветки транспортного тоннеля, имеется еще один – технический, проложенный параллельно им.

При проектировании и возведении «трубы» под Москворецким парком особое внимание было уделено ее технической начинке – системам вентиляции, водоотвода, дымоудаления, пожаротушения и диспетчеризации. Кроме того, для обеспечения безопасности на объекте создадут специальный пункт, где в круглосуточном режиме будут дежурить сотрудники МЧС и ГИБДД, а на въезде-выезде – эвакуаторы.

Живописный

На поверхность трасса выскочит в районе Крылатской улицы, некоторое время пойдет по ней, изменив направление движения с юго-восточного на восточное, и затем окажется у Москвареки, напротив Карамышевской набережной. Чтобы переправиться на другой берег, в этом месте возведен вантово-пилонный мост. Сооружение это опять-таки уникальное – и с точки зрения инженерного, и с точки зрения архитектурнохудожественного решения. Мост, получивший говорящее название Живописный, пересекает реку не строго поперек, как мы привыкли, а наискосок, под углом порядка 30 градусов. Это продиктовано стремлением проектировщиков и здесь свести к минимуму потери для природоохранного комплекса. Использование вантово-пилонной конструкции, кроме того, позволило избежать проблем для судоходства и обеспечить солидную длину основного пролета. Без подъездных насыпей мост растянулся примерно на 1,5 км, из них более 400 м проходит непосредственно над водой.

Само сооружение состоит из эстакадных участков, ажурной арки-пилона высотой 100 м и дорожного полотна, подвешенного к этой арке с помощью вантов – стальных канатов, свитых из отдельных тросов. Движение на мосту будет организовано по четырем полосам в каждую сторону. Отдельного упоминания заслуживает смотровая площадка в виде летающей тарелки, подвешенной в самой высокой части арки. Добраться туда желающие смогут на панорамных лифтах, поскольку «ростом» мост получился с хорошую высотку. Для пущего эффекта все детали мостового сооружения украсят подсветкой, которая будет действовать в нескольких режимах. Контроль состояния моста будет осуществлять специальная система диагностики, которая обеспечит мониторинг всех составляющих этой сложной конструкции.

Уже сейчас в «Метрогипротрансе» не сомневаются, что Живописный, не имеющий аналогов в России, станет новой столичной достопримечательностью, а в будущем и одним из символов города.

Подпишитесь на «За рулем» в