Сердца четырех
В ингольштадтском "Музеум мобиле" удивительно переплелись истории многих автомобильных знаменитостей - конструкторов, предпринимателей, гонщиков, нескольких легендарных и почти забытых фирм. В первую очередь, конечно, тех, в честь которых над зданием музея красуются четыре сплетенных кольца...
Впрочем, началось все задолго до "кольцевания". Август Хорьх, получив диплом инженера, сумел устроиться на работу к самому Карлу Бенцу. Но скоро решил: "папа Бенц" (так немного фамильярно молодой инженер называл уважаемого конструктора - отца автомобиля) излишне консервативен и осторожен. Недолго поразмышляв, Хорьх покинул фирму "Бенц", нашел кредиторов и в 1900-м основал собственную компанию.
Поначалу в ней трудились всего 11 человек, зато конструктору никто не мешал творить. Он одним из первых решился установить двигатель спереди, а не под сиденьем водителя, как на большинстве машин того времени, отказался от цепного привода в пользу карданного вала. Хорьх не скупился на участие в гонках (где сам нередко садился за руль), на все новые и новые проекты, задумался даже о несущем кузове.
Увы, материальные плоды раннего периода деятельности Хорьха и одноименной фирмы до нашего времени не дошли. Машин в начале ХХ века делали мало, а расцвет компании пришелся на годы, когда Хорьха там уже не было (все тот же неуживчивый характер!). Новаторские идеи конструктора пришлись не по нраву расчетливым, экономным акционерам. Летом 1909-го они попросту выставили отца-основателя из компании. Но благодаря этому неприятному для конструктора событию... родилась марка "Ауди".
Хорьх быстро нашел компаньонов и по соседству с прежней, здесь же в Цвиккау, открыл новую фирму - конечно же, своего имени. Но суд постановил изменить название. Придумать новое случайно помог сын одного из компаньонов (по другой версии - самого Хорьха). Гимназист, учивший латынь по соседству с заседавшими акционерами, невольно перевел фамилию Хорьх (созвучную немецкому "слушай") на древний язык: ауди.
Новая компания стала делать солидные мощные машины. Только отец-основатель и тут не поладил с компаньонами: уже в 1914-м его отстранили от конструирования, ограничив административной деятельностью. А в конце 1920-х Хорьх фактически покинул фирму своего имени и нашел себя в многочисленных промышленных комитетах, комиссиях, которых в Германии той поры хватало.
А в нашей истории появилось новое лицо - Йорген Скафт Расмуссен - отец марки ДКВ. Именно благодаря датчанину, обосновавшемуся в Германии еще со студенческих лет и начавшему бизнес с покупки маленькой механической фабрики в саксонском городке Цшопау, под крышей музея в Ингольштадте собраны авто и мотоциклы столь разных, в том числе почти забытых марок. Среди последних - "СБ Аутомобиль". Крошечная берлинская компания пыталась строить смешные электромобильчики с кузовом из клееной фанеры. После покупки СБ Расмуссеном берлинские машинки пробовали оснащать моторами ДКВ. (Под этой маркой завод в Цшопау уже выпускал популярные в Германии мотоциклы.) Дальше прототипов дело не пошло, марка СБ вскоре сошла со сцены, но неказистые автомобильчики числят ближайшими предками знаменитых народных автомобилей ДКВ.
В конце 1920-х под контроль Расмуссена попала и фирма "Ауди". Завод "Хорьх" пока сохранял независимость и выпускал солидные машины с восьмицилиндровыми рядными моторами конструкции Пауля Даймлера - сына одного из отцов автомобиля, в те годы шеф-конструктора фирмы.
Воссоединение "однофамильцев" - компаний "Ауди" и "Хорьх" и начало нового этапа в их истории пришлось на зиму 1932-го, когда Расмуссен свел их вместе с ДКВ и фирмой "Вандерер" из Хемница в концерн "Ауто-Унион". Тогда-то и родилась знакомая ныне всему миру эмблема: компании сохранили свои фирменные знаки, а гербом объединения стали четыре сплетенных кольца. Интересно, что Августу Хорьху в новом концерне тоже нашли высокую административную должность, причем на заводе "Хорьх".
В марте 1933-го в историю четырех колец вплелось имя Фердинанда Порше. Еще в 1931-м он спроектировал двигатели для "вандереров". Теперь перед Порше поставили задачу - сделать гоночный автомобиль, способный тягаться с лучшими в мире. Конструктор создал поистине революционную конструкцию: торсионные подвески, двигатель V16, установленный сзади.
В музее "Ауди" в Ингольштадте - редчайший экземпляр: машина версии С-D. Кузов и шасси строили под мотор V12, отвечающий требованиям сезона 1938 года, но для горных гонок на автомобиль поставили более ранний двигатель V16 и... сдвоенные задние колеса. Уникальная машина, как и несколько других "ауто-унионов", после войны попала в СССР, позднее чуть не пошла под пресс на ЗИЛе. Потом "Ауто-Унион" экспонировали в рижском музее, а несколько лет назад раритет вернулся в Германию.
Тридцатые годы прошлого столетия - золотой век "Ауто-Униона". Закономерно, что машинам этого периода отведено значительное место: компактные переднеприводные ДКВ, приносившие фирме основную прибыль, добротные "вандереры", роскошные "хорьхи"... В конце 1930-х объединенное КБ "Ауто-Унион" в Хемнице создало унифицированные (как сказали бы теперь, на одной платформе) "Ауди-920", "Вандерер-W23" и "Хорьх-930V". Но вскоре из заводских ворот стали в основном выезжать штабные вездеходы и броневики...
После войны заводы "Ауто-Униона" оказались в ГДР. Марки "Хорьх", "Вандерер" и "Ауди" исчезли. В Цвиккау стали строить грузовики, тракторы и автомобили ИФА - копии довоенных ДКВ. Практически такие же машины начали выпускать и в Западной Германии - в баварском городке Ингольштадте, где в 1949-м возродили компанию "Ауто-Унион". На торжество по случаю второго рождения, кстати, пригласили Августа Хорьха. Родоначальник, переживший расцвет и падение созданных им фирм, успел застать и эпоху возрождения. Хорьх скончался лишь в 1951-м в возрасте 83 лет.
Компактные ДКВ и "ауто-унионы" (позднее машины выпускали под этой маркой) пользовались в послевоенной Германии успехом, но не таким, как "фольксвагены-жуки". Итог конкуренции был логичен: в 1964-м завод в Ингольштадте вошел в "народный" концерн. А годом позже возродили марку "Ауди" - наследницу и правопреемницу славного саксонского прошлого. В 1969-м под четырьмя кольцами появилось еще одно давно известное в Германии имя. Фирма НСУ - некогда один из крупнейших производителей мотоциклов, в 1960-е строившая автомобили, в том числе с роторными двигателями Ванкеля, вошла в "Ауди".
В новейшей истории эмблемой с четырьмя кольцами венчали копии "фольксвагенов" - "ауди-50" и знаменитые полноприводные "кваттро", авангардные концепты, спортивные, представительские автомобили...
Вроде и не очень большой музей, а сколько вместил имен, событий, историй! Первая из которых началась еще в позапрошлом веке благодаря Августу Хорьху.
Редчайшая, видимо, единственная сохранившаяся машина фирмы "СБ Аутомобиль" с одноцилиндровыми 2,5-сильными двигателями ДКВ объемом 177 см3. Привод - ремнем на задние колеса.
"Хорьх-303" 1927 года - первый восьмицилиндровый автомобиль фирмы. Мотор объемом 3,1 л мощностью 60 л. с., не имевший ни ремней, ни цепей, зато с 14 (!) приводными шестернями.
Первый переднеприводный ДКВ-F1 1931 года. Двигатель двухцилиндровый, двухтактный 18-сильный.
"Вандерер-W250" (1935-1936 гг.) с шестицилиндровым
50-сильным мотором работы Фердинанда Порше.
Гоночный "Ауто-Унион" 1938 года редкой версии С-D оснащен двигателем V16 мощностью 520 л. с.
Послевоенный ДКВ-F89 - развитие прототипа F9 1939 года. Переднеприводный автомобиль оснащали двухцилиндровым двухтактным мотором мощностью 23 л. с.
Один из первых "ауди" новой эпохи: модель 100L с 1,8-литровым четырехцилиндровым стосильным мотором пользовалась хорошим спросом в начале 1970-х.
Спортивная версия заднемоторного НСУ "Принц-1000" с 75-сильным двигателем.
ФОТО АВТОРА