Лучший гонщик 2003 года - владимир чагин

ЛУЧШИЙ ГОНЩИК 2003 ГОДА - ВЛАДИМИР ЧАГИН

ЧАГИН ВЛАДИМИР ГЕННАДЬЕВИЧ

Родился в 1970 году, женат, двое детей. С 1989 года - в заводской команде КамАЗа, в качестве пилота - с 1995 года. Обладатель Кубка мира 1996 и 2000 гг., двукратный чемпион России, пятикратный победитель "Мастер-Ралли", победитель ралли "Париж-Дакар-Каир-2000", "Аррас-Мадрид-Дакар-2002", "Телефоника Дакар-2003". Мастер спорта международного класса. Награды: Орден "Знак почета", Орден Дружбы, лауреат Государственной премии РФ. Почетный гражданин города Набережные Челны.

Сезон-2003 для российского автоспорта выдался необычайно интересным и насыщенным. Раньше вылазки россиян за рубеж нетрудно было пересчитать по пальцам, все они были на виду. Теперь же наши пилоты регулярно выступали в пяти-шести международных сериях - за всеми и не уследишь! Команда ITERA подрядилась на раллийный чемпионат Европы. В кроссовом первенстве Старого Света нам не было равных второй год подряд. Михаил Алешин, Роман Русинов, Виталий Петров стартовали в европейских и национальных чемпионатах формулы 3 и 3000. В чемпионате FIA GT на подступах к подиуму бился дуэт Алексея Васильева и Николая Фоменко. Олег Кесельман прочно утвердился в лидерах немецкой серии гонок на выносливость. Раллист Станислав Грязин поверг в изумление прибалтийских болельщиков, выиграв латвийский этап чемпионата Европы. Команда КамАЗа колесила по марафонским камням и пескам, одерживая победы - трудные и не очень. И это далеко не полный перечень российских выездных кампаний. А ведь есть еще домашние турниры, где свои герои, свои достижения!

Поэтому, когда настало время проводить традиционный "зарулевский" опрос журналистов, были подозрения, что назвать лучшего гонщика России 2003 года будет непросто: слишком много достойных кандидатов. Но довольно скоро, уже по первым анкетам, заполненным спортивными журналистами, выявился явный фаворит - Владимир Чагин. В итоге четверть участников опроса поставила его на первое место, а всего он упомянут в половине анкет.

Наконец-то! Как вышло, что этот без преувеличения выдающийся пилот до сих пор нами не отмечен? Впрочем, в 1996-м, когда гонщик из Набережных Челнов за рулем КамАЗа выиграл свой первый Кубок мира по ралли-рейдам, он как раз попал в символическую тройку призеров нашего самого первого опроса. Но затем, несмотря на череду побед, оставался в тени. В целом понятно, почему: "Дакар" - главная внедорожная гонка планеты - проходит в начале года, наш опрос - в конце. А весной, летом и осенью происходит столько разных событий...

Наверное, подзабывали журналисты Чагина. Но сейчас не забыли: очень уж громкую и значимую победу Владимир одержал. В предыдущем "Дакаре" в зачете грузовиков стартовали не десять-пятнадцать, как обычно, а полсотни машин, в том числе заводские команды "Татры", ДАФа и "Мерседеса". И все были повержены. Причем экипаж Чагина взял верх не скоростью - по этому показателю КамАЗы уступали иностранцам. "Лично меня, - пояснял тогда Владимир, - марафоны привлекают не столько как состязание, где можно помериться мастерством и надежностью техники. Именно там - максимум экстремальных ситуаций, где на прочность испытывается сам человек. За две недели гонки переживаешь, видишь и узнаешь столько, сколько в обычной жизни за многие годы".

Неудивительно, что сегодня Чагин, знакомый нам, кажется, чуть не с советских времен - самый молодой гонщик в камазовской дружине. А начинал в ней как механик: бессменный руководитель команды Семен Якубов доверил 19-летнему парню руль "Нивы"-технички.

Чагин - один из немногих наших пилотов, кто всегда сохранял "гоночный профиль" - на трек или кросс никогда не разменивался. Несмотря на это, его фамилия в народе действительно в высшей степени популярна. Не только благодаря телевидению, из сотен мировых гонок наиболее исправно показывающему две - формулу 1 и "Дакар". Боевые машины КамАЗа, когда им надо попасть в Париж или вернуться в родной Татарстан из Сенегала, сухопутную часть едут своим ходом - по обычным дорогам. Возможно, многие читатели, как и автор этих строк, имели честь приветствовать челнинские экипажи с российской символикой на бортах сигналами своих легковушек и тягачей. И везде, где приходится делать остановки для отдыха, возникает стихийная пресс-конференция со всеми собравшимися, а не с журналистами. Вот так и получилось, что Чагина знают в лицо миллионы. Он, в самом деле, национальный герой, а не только лучший гонщик ушедшего года.

ФОТО: МИХАИЛ МЕДВЕДЕВ

Подпишитесь на «За рулем» в