Добровольная каторга
Девятый по счету «Сибирский марафон», посвященный 180-летию ссылки декабристов, получился международным: в экспедиции приняли участие 25 экипажей из Украины и различных регионов России – от Москвы до Владивостока. Восемь тысяч километров маршрута в границы одной страны тоже не уместились – пришлось захватить Монголию. Заодно отметили юбилей Camel Trophy'97 повторением горного пути.
Цель экспедиции – посетить памятные места декабристов, завернуть в Даурию – посмотреть, в каких дорожных условиях работал штаб Чингисхана и какой категории были пути, которыми пробирался к нему «с официальным дружественным визитом» Александр Невский. А еще – показать зарубежным и столичным джиперам воды монгольского озера Хубсугул и пески самой северной пустыни Алтан-Элс, на пару дней заскочить на второй Всероссийский внедорожный фестиваль в Горном Алтае и ровно через 35 суток после старта вернуться в Новосибирск. Но не всем планам суждено было реализоваться.
Информация к домышлению
Через пару недель после старта экспедицию… потеряли. Информационные агентства публиковали сообщения одно сенсационнее другого: «Пять экипажей исчезли в Даурии», «Штурмовая группа «Сибирский марафон» увязла в болотах», «Экспедиция запросила срочной помощи в связи с невозможностью продолжать дальнейшее движение», «Топливо, продукты, многочисленные запчасти для автомобилей, терпящих бедствие, будут доставлены вертолетом…».
А как было на самом деле?
Воссоединение
В назначенный день автоэкстремалы из Москвы, Севастополя, Одессы, Пурпэ, Нижневартовска, Новосибирска и Томска отправились из столицы Сибири в Читу на воссоединение с восточносибирскими и приморскими экипажами. Начиналось все неплохо – команда «Две Лены на УАЗе» на старт не прибыла. Обычно УАЗы ломаются уже во время экспедиции, после того как в очередной раз подтвердят, что и по гладкой трассе в командной колонне ходить не умеют. Чтобы прямо перед стартом – редкий случай. И чтобы сразу две Лены, да еще на одном УАЗе… Отношение к этой команде и так было настороженное, так что, может, это и к лучшему, что чтото там у них не заладилось.
Чтобы первый этап экспедиции Новосибирск – Чита не выглядел совсем уж скучно, свернули с федеральной трассы на заброшенный Московский тракт. Разбухшая от нескончаемых дождей грязь, смытые мосты, разросшийся в самых неподходящих местах кустарник… Для разминки перед Даурией, в которой участников экспедиции ждет неизвестно что, лучше не придумать. Но надо бы и к читинскому старту поспеть, да и культурологической составляющей «Сибирского марафона» пренебрегать не стоит.
Через 20 км таежного экстрима вернулись на асфальт, посетили главный буддистский монастырь России – Иволгинский Дацан – и в назначенный день прибыли на точку сбора под Читой. Добрались без потерь. Более того, к колонне присоединились «Две Лены на УАЗе», изрядно поубавив скепсиса в свой адрес со стороны ветеранов off-road – в то, что девушки прибудут к главному старту экспедиции, верили не все.
Воссоединившись с внедорожной восточносибирско-приморско-забайкальской сборной командой, колонна «Сибирского марафона» взяла курс на «неизвестную Даурию».
Диверсионный план
Второй этап трофи-экспедиции подготовил читинский клуб любителей внедорожной техники «Диверсант». Маршрут проложили по значимым культурным, историческим и природным памятникам Забайкалья. Особый упор делался на места, связанные с пребыванием в этих краях декабристов и приехавших к ним в ссылку жен. Кроме того, посетили уникальные природные уголки Читинской области – Даурский и Сохондинский заповедники, Торейские озера, Ульдурганское лесничество.
Преодолев вал Чингисхана и миновав приграничный Забайкальск, экспедиция вышла к поселку Даурия. Все, дальше ехать нельзя. Об этом в один голос твердили и читинские «диверсанты», и даурские жители, и многочисленные свидетельства авто-, мото- и пеших туристов. Гиблые места…
Значит, там и в самом деле может оказаться интересно, решили ветераны клуба Off Road Master. Да и не поворачивать же назад! Восемь лет проходили непроходимые маршруты, а на девятый год взять и поверить тем, кто и не пытался преодолеть непреодолимое?
Категорийная тропа
На 80-километровый категорийный участок под названием «Тропа Кыра – Бальджикан – Менза» пошли половинным составом – 11 экипажей. Остальным предлагалась экскурсионная поездка по окрестностям с выходом на Кяхту. Там опять воссоединение, затем Монголия и фестиваль – все по плану.
Но и для десятка лучших экипажей маршрут оказался сложноват. Местные жители не слишком преувеличивали непроходимость Даурии. Высокие перевалы, крутые подъемы и спуски, горные реки и болота – каждый километр пути отнимал массу времени. Возникли проблемы с соблюдением графика движения. В районе зимовья Худжернига вынуждена была вернуться назад команда Украины. Времени на нахождение иностранных граждан в погранзоне России оставалось в обрез – могли не уложиться. Серьезная поломка заставила сойти с маршрута и один из новосибирских экипажей.
В штурмовой группе осталось пять машин, шесть мужчин и пять женщин. «Две Лены на УАЗе» в том числе. Без них приключение казалось уже немыслимым. Девушки своей энергетикой почти буквально двигали экспедицию вперед. Да и УАЗ их оказался каким-то непредвиденно надежным – ни единой поломки, ни одной проблемы группе. Вот тут-то и началось самое интересное.
Связующее звено
Посчитали топливо, продукты – должно хватить. Примерились к понятным теперь уже непроходимостям – должны преодолеть. Прохождение болот различной степени вязкости отработали на Обь-Енисейском канале. Методику движения вдоль и поперек горных рек выработали в Тофоларии, двигаться по 40-градусным склонам научились на Тюнгурской тропе.
Приняли решение двигаться вперед, до Мензы, пожертвовав третьим этапом экспедиции, монгольским: времени на него не хватало. В конце концов, по Монголии есть кому попутешествовать, а главная задача экспедиции – пройти по «неизвестной Даурии», там, где колесо автомобиля еще не ступало.
Если бы не вышел из строя спутниковый телефон, нездоровый ажиотаж вокруг изменения первоначальных планов и не возник бы. Но связь с «Большой землей» все-таки пропала,и хроника даурского первопрохождения стала строиться на домыслах. А когда штурмовая группа придумала развлечение для оставшихся в Новосибирске одноклубников – для ускорения прохождения пути пойти им навстречу от Мензы, СМИ и вовсе забили тревогу.
Спасайте, кто может
Так над лагерем штурмовой группы «Сибирского марафона» появился спасательный вертолет со спасительными грузами. Так как никто его не ждал, площадку для посадки не подготовили. Да и что-то там с турбулентностью в тот день неладно было. В общем, груз пилоты решили десантировать. А так как в предварительные планы спасательной экспедиции это не входило, то парашютов на борту не оказалось. Пришлось сбрасывать гуманитарную помощь с высоты 50 метров. Хорошо, что не прицеливались – уворачиваться от разрывающихся канистр с бензином и расплющивающихся о камни банок с тушенкой было бы не так весело, как наблюдать за собственным спасением со стороны. Интереснее всего разорвалась 200-литровая бочка с дизтопливом. С радужным фонтаном и клочьями металла. Обиднее всего было наблюдать крушение тюка с табачными изделиями. Но курить – здоровью вредить…
Провожали вертолет со слезами умиления на глазах. Очень приятно, когда о тебе заботятся… А то, что груз после приземления оказался непригодным к использованию, – не важно. Главное – внимание.
Победа
Склоны, болота, лесные завалы, снова склоны, броды, скальные осыпи и снова болота… Из новенького – вековые ледники и беспрецедентные перепады температур. Сорок градусов жары днем и до десяти мороза ночью… Больше всего времени уходило на пешую разведку. Специально обученные «топтуны» протаптывали тропинки там, где может проехать джип, «чистильщики» валили кустарник, «грузики» работали противовесами автомобилей на крутых склонах, «тягачи» тащили на веревке ставшую моноприводной «Ниву».
Когда до конца категорийного участка оставалось 7 километров, подоспела реальная помощь – встречная команда одноклубников с запчастями из Улан-Батора, топливом с АЗС и продуктами из магазинов. Со свежими силами самый сложный финишный участок прошли всего за четыре дня вместо восьми ожидаемых.
Восемьдесят километров приграничной даурской тайги прошли за 24 дня. Но ведь прошли! Теперь Даурию неизвестной называть уже не будут. По крайней мере в новосибирском клубе Off Road Master.