Инструмент для победы

Инструмент для победы

Определить степень родства автоспорта и спортивного тюнинга совсем не просто. То ли братья родные, то ли дядька с племянником, то ли сын с отцом... Мнения могут быть разными. Одно определенно: родство есть, и довольно близкое. Многие тюнинговые технологии, детали и даже целые узлы приходят из автоспорта, а люди успешно совмещают оба направления или кочуют из одного в другое. Тюнеры-механики зачастую занимаются спортом на любительском уровне, готовя к соревнованиям собственные и клиентские автомобили, а фанаты тюнинга, бывшие когда-то просто клиентами мастерских, почувствовав кайф быстрой езды, в итоге приходят в автоспорт в качестве пилотов. Крайне редко в «кольцо» и достаточно часто в ралли. Правда, остаются не все… Одно дело носиться по городу, распугивая народ ревом выхлопной, и совсем другое – всерьез заниматься спортом, отдавая этому занятию все свободное время, силы и немалые средства, постоянно повышая не только технический потенциал, но и собственные достижения. Для этого нужен характер…

Характер, несомненно, есть у Андрея Долгова (в российских интернет-конференциях – Lomax). В октябре этого года он получил звание мастера спорта. А начинал он когда-то с вазовского переднеприводника, дорабатывая его в своем гараже. Когда уровень машины стал достаточно высоким, начал участвовать в любительских гонках. Потом за советом и помощью обращались друзья, знакомые, и увлечение превратилось в бизнес. Андрей перешел на более серьезную и перспективную технику марки Subaru, постоянно совмещая интерес к тюнингу и спорту. Сегодня мастер широко известен среди российских раллистов, в его мастерскую стоит самая настоящая очередь, и машины, которые он строит, производят впечатление. Недавно мы познакомились с одним из проектов, отнесенных автором к категории «ничего особенного». На самом деле – «немало любопытного», тем более для тех, кому тюнинг ради тюнинга уже практически не интересен и кто видит себя на подиуме с кубком в руках. Хорошо, если у вас уже есть Subaru Impreza WRX. Еще лучше – с приставочкой RA…

N-стандарт

Subaru Impreza WRX STI в исполнении Type RA по сути заводская заготовка для постройки ралли-кара. Как кроссовый мотоцикл, тоже чистой воды спортинвентарь. Такие машины по большому счету не предназначены для гражданского использования. У них ничего лишнего: минимум шумоизоляции, нет аудиосистемы, вместо электроприводов стеклоподъемников обычные механические «мясорубки», а в крышу врезан маленький вентиляционный лючок. Эта «заготовка» заметно легче обычных WRX STI, а еще имеет ряд чисто спортивных опций. Так, Type RA оснащается трансмиссией со сближенными передаточными числами, системой DCCD (Driver Controlled Center Differential), позволяющей настраивать степень блокировки межосевого дифференциала, системой орошения интеркулера водой для его охлаждения...

Регламент Группы N (самой популярной и массовой в ралли) требует сохранить начинку двигателя в штатной конфигурации, поэтому у боевой белой красавицы серийные блок цилиндров, головки блока, газораспределительный механизм, системы охлаждения и подачи топлива. Некоторые отличия продиктованы специфическими нормативами класса. Так, на впуске у всех автомобилей, гоняющихся в «стандарте», обязательно должна быть установлена ограничительная шайба-рестриктор с внутренним диаметром 32 мм. Потери от нее примерно равны 30 силам, но зато выше крутящий момент. У нашего автомобиля стоит спортивный управляющий электронный блок MoTec 800, а также прямоточная выпускная система и армированные шланги подачи топлива. Присутствует и так называемый антилаг – средство для борьбы с турбоямой – потерей мощности. При торможениях и переключениях (при отпущенной педали акселератора) она позволяет менять угол зажигания в сторону задержки. Поступающая в цилиндры топливно-воздушная смесь становится богаче. Благодаря задержке зажигания смесь сгорает в цилиндрах не полностью. Часть ее догорает в раскаленном выпускном коллекторе в непосредственной близости от турбины, поддерживая скорость вращения крыльчатки. Других доработок у двигателя нет. Расчетные характеристики при использовании спортивного 102-го бензина – свыше 300 л.с. и примерно 500 Н.м.

Спортивные механики установили омологированную кулачковую 5-ступенчатую коробку с блокировками. Усилены приводы, редукторы. Сцепление металлокерамическое. Его работу сложно сравнивать с действием обычной «органики». Металлокерамика работает в режимах «включить» и «выключить», а в компании с кулачковой КП представляет собой сочетание не для слабонервных. Для гражданской езды такое оборудование мало подходит. Если вы и решитесь выехать в город, то сразу прочувствуете всю «прелесть» жестоких трансмиссионных ударов. Особенно весело будет в пробках. Минут через пять вам захочется припарковать спорткар и пройтись, размять задубевшую левую ногу. Заодно и нервы сбережете.

В подвеске, согласно техническим требованиям к автомобилям этого класса, разрешено менять только пружины и амортизаторы. Сайлент-блоки и рычаги должны оставаться заводскими. Здесь стандартное рулевое управление, стабилизаторы поперечной устойчивости, ступицы. А стойки другие, марки Proflex – с выносными резервуарами и тремя регулировками жесткости. Subaru Impreza с такой подвеской отстоит еще дальше от мирской жизни на дорогах общего пользования и ближе к гоночным трассам. Терпеть ее жесткость совсем не просто. Зато в бою стойки Proflex обеспечивают высокую устойчивость, энергоемкость. Кроме того, их можно настраивать под различные трассы.

Тормоза остались штатными. Спереди 4-поршневые суппорты, сзади 2-поршневые. Заменены только колодки на спортивные, Ferodo DS 2500. С ними возросло усилие на педаль тормоза, она стала информативнее. Разумеется, само замедление теперь более эффективно.

Тип не гражданской наружности

Снаружи кузов ничем не отличается от «шкуры» обычной Impreza WRX, но его жесткость существенно повышена. Он полностью проварен, без внимания не осталось ни одного точечного соединения. В салоне поселился мощный каркас безопасности – еще один атрибут настоящего раллийного суперкара. Отметим, что в обычной жизни каркас не только не нужен, но даже опасен. Без шлема с ним велики шансы получить серьезные травмы головы при аварии, особенно если не застегнуты ремни. Для того чтобы занять место водителя, требуется изрядная сноровка. Одному из нас так и не удалось сесть за руль – не смог занести в салон левую ногу. Прежде чем смеяться, попробуйте сами. Возможно, тоже не справитесь…

Шумоизоляции у Type RA и было-то немного, а теперь не осталось вовсе. Она полностью удалена, включая мастику днища, колесных арок и шовный герметик. Но для защиты днище пришлось оклеить панелями. Из салона выбросили те немногие атрибуты хорошей жизни, что изначально присутствовали в машине. Установлены «ковши» Cobra, 6-точечные ремни безопасности Schroth, спортивный руль Sparco с замшевым ободом, электрическая система пожаротушения Sparco, штурманский прибор Coralba. Там, где прежде были простые пластмассовые дверные панели, теперь красуются карбоновые. Из карбона же сделаны «коврики» и задняя полка. В багажнике стоит спортивный топливный бак на 60 л и уложено запасное колесо.

Итог доработки Subaru Impreza WRX STI Type RA по всем законам класса следующий: автомобиль стал динамичнее. Впрочем, и «заготовка» совсем не тихоход. Но особенно важен ломовой момент 2-литровой турбонаддувной «четверки». Не случайно создатель автомобиля сравнивает его с электровозом. Максимальная скорость спорткара сравнительно невелика по причине короткого ряда в трансмиссии: Impreza вряд ли разгонится свыше 220 км/ч. Впрочем, этого и не требуется для ралли. А вот управляемость и устойчивость болида после доработки и настройки подвески значительно превосходят возможности стандарта. Как и тормоза.

Конечно, в городе такой автомобиль лишний – неудобный, непрактичный. Но зато на лесной грунтовке, в компании себе подобных – грозный инструмент для победы.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Subaru Impreza

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв