За гаражи ответят?
В затяжном конфликте между Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) и ОАО «Западный скоростной диаметр», с одной стороны, и владельцами снесенных по их распоряжению гаражей на Кубинской улице – с другой, наступил новый этап. Судебные приставы Центрального района получили первое предписание: взыскать с КБДХ и ОАО «ЗСД» 55 тысяч рублей в качестве компенсации за утраченную собственность истца Павла Иванова.
Кто кому должен?
Напомним, что в первой половине 2007 года в федеральные суды Петербурга поступило свыше 2 тысяч исков от владельцев гаражей, разрушенных бульдозерами в зоне городских ударных строек – преимущественно на южном участке ЗСД, вдоль Кубинской улицы в районе железнодорожного перегона Броневая – Дачное.
Куйбышевский федеральный суд 15 марта вынес решение по первому иску Павла Иванова, бывшего собственника одного из боксов в гаражном кооперативе на Кубинской улице. Суд обязал КБДХ выплатить потерпевшему в качестве компенсации за потерю бокса 55 тысяч рублей.
Однако чиновники, надеясь, видимо, на силу административного ресурса, платить не собирались. Они обжаловали вердикт сразу в двух вышестоящих инстанциях – в городском суде и президиуме городского суда. Но судьи, неожиданно для чиновников, оставили приговор в силе. Понимая бесперспективность административного нажима, в высшую инстанцию страны – Верховный суд России – юристы Смольного обращаться не стали. Правда, свои 55 тысяч Павел Иванов получит не скоро. Председатель регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Дмитрий Троян пояснил нам, что ни Комитет по благоустройству, ни ОАО «ЗСД» не имеют полномочий регулировать финансовые споры такого типа. Компенсацию истцу будет выплачивать Комитет финансов, но для этого необходимо провести ряд юридических процедур.
С 15 марта суды города вынесли 700 решений по гаражным делам и по всем определили «компенсационные» вердикты: заплатить истцам от 45 до 110 тысяч рублей. Но, как говорится, обещанного три года ждут.
А ведь 17 месяцев назад, в марте 2006 года, КБДХ пообещал выплатить каждому владельцу гаража по 90–100 тысяч рублей. К лету эта сумма уменьшилась до 50 тысяч, а к осени разговоры о компенсации со стороны чиновников попросту сошли на нет.
Вице-губернатор по транспорту Александр Полукеев высказался в том духе, что это, мол, владельцы должны платить городу за снос гаражей, так как чиновникам пришлось нанимать спецтехнику, а земля под боксами на Кубинской улице де-юре всегда находилась в собственности КУГИ. Председатель КУГИ Игорь Метельский тоже противник каких бы то ни было компенсаций. Но ведь люди требуют компенсацию не за экспроприацию земли под гаражом, а за его уничтожение.
Дмитрий Троян считает, что сразу после бульдозерной операции на Кубинской улице власть и потерпевшие могли бы прийти к компромиссу:
– Даже при полярных позициях между чиновниками и бывшими гаражниками руководители петербургского отделения ВОА в феврале договорились с КБДХ о средней сумме компенсации в 2 тысячи 400 долларов. Однако, к сожалению, снос боксов в зоне Западного скоростного диаметра совпал с предвыборной кампанией в городское Законодательное собрание. Некоторые депутаты использовали скандал в своих предвыборных целях и начали пропаганду: ваша собственность, мол, стоит не менее 200 тысяч. Гаражники поверили, начали шантажировать власть, в результате не получили ничего.
Требуется крыша
После бульдозерной зачистки только в двух кооперативах на Кубинской улице без гаражного крова остались более 2 тысяч человек. Власти Московского района отвели для них новую автостоянку на 400 мест, причем по расценкам в два раза ниже среднегородских: 500 рублей для автомобилистов-льготников и 1 тысяча – для остальных. В ближайшие месяцы откроют шлагбаумы еще две стоянки суммарной емкостью 600 мест.
Но, во-первых, приют получат только 40 процентов машин, лишившихся своих «загонов» на Кубинской; во-вторых, эти стоянки временные. Как только построят неподалеку высотный паркинг, автовладельцев попросят переселиться именно туда, а землеотводы под плоскостными стоянками пойдут под коммерческое или дорожное строительство.
Паркинги – удовольствие дорогое. Место в самом простеньком стоит 15 тысяч долларов. Тем не менее автомобилисты понимают: раз власть своей приоритетной целью считает развитие именно многоуровневых и подземных стоянок, все гаражи со временем пойдут под нож. Так что либо копи деньги, либо оставляй машину на свой страх и риск под окнами.
Дмитрий Троян отметил, что 15–20 процентов владельцев гаражей согласны переехать в паркинг, ведь оттуда их точно не попросят. Так, 35–40 процентов гаражников согласны купить место в паркинге, но для этого им необходимо найти кредит под 10 процентов и ниже; 10–15 процентов обитателей боксов просят их не беспокоить от силы два-три года – за это время они продадут и гараж, и машину. Но есть категория гаражных собственников (15 процентов от общего числа), с которыми договариваться, по мнению председателя регионального ВОА, бесполезно, – они всегда против любого предложения.
В ближайшие 15–20 лет гаражная проблема в Петербурге будет одной из самых болезненных.
В соответствии с генпланом развития до 2025 года Смольный собирается снести четверть всех гаражей, расположенных в черте мегаполиса.
По приблизительным оценкам, в боксах гаражных кооперативов ночуют и получают мелкий ремонт 370 тысяч машин. Стало быть, за 18 лет, к 2025 году – последнему в действующем 20-летнем генплане, – должны потерять место постоянной дислокации сразу 90–100 тысяч автомобилей, то есть 5–6 тысяч машин ежегодно.