В поисках малахитовой
До и после столицы
Сюрпризы, приятные и не очень, поджидали уже в самом начале этого путешествия на трассе Петербург – Москва. Самым живописным нам показался участок дороги в районе Валдайской возвышенности, с холмами, густо поросшими лесом. На вершине одного из них, за Вышним Волочком, есть площадка для отдыха и родник с чистейшей водой. Но за этими же холмами нередко дежурят гаишники с радарами наперевес, незаметные от подножия...
До границы Московской области попадаются колоритные деревни с торговыми рядами, тянущимися по обе стороны дороги из начала в конец селений. Причем в торговле строгая специализация: в одной деревне торгуют только хрусталем, в другой – металлической посудой, в третьей – вяленой рыбой и т.д. Почему так сложилось – неизвестно. Как, впрочем, и то, почему рыба, выловленная здесь же, в Иваньковском водохранилище, стоит дороже, чем в московских магазинах.
Сразу после надписи на мосту «До Москвы 108 километров» заметно увеличивается интенсивность движения, достигающая максимума за Клином. Ответ на вопрос, объезжать столицу по МКАДу или по Малому московскому кольцу, зависит от дня недели. Если на календаре летний пятничный или воскресный вечер, когда горожане выезжают за город либо возвращаются домой, лучше держаться от Москвы подальше. В остальные дни имеет смысл выбрать МКАД.
Интенсивное движение сохраняется до самых Уральских гор! Двух-трехполосное шоссе, как правило, до предела забито грузовиками, которые тащатся со скоростью 50 км/ч. Поскольку они идут плотной колонной, обогнать их практически невозможно.
Особенно напряженное движение между столицей и Владимиром.
В Нижегородской области дорога, словно по волшебству, превращается в широкий многополосный «автобан», ковровой дорожкой стелящийся до самого Нижнего. Только здесь можно увидеть в качестве разделительной линии круглые металлические выпуклости, немедленно отзывающиеся глухими ритмичными ударами при смене полосы. Участок до Нижнего Новгорода изобилует заправками. Много магазинов и придорожных кафе. Почти обязательный атрибут – дымящиеся на мангале шашлыки.
Перед Чувашией дорога вначале сужается до трех полос, а вскоре становится двухполосной. Эти края запомнились прежде всего обилием автоинспекторов.
Горный «мегаполис»
От Чебоксар до Казани рукой подать. Чтобы попасть в столицу Татарстана, необходимо переправиться через Волгу. Можно на пароме в районе города Зеленодольска или по мосту. Первый способ дает возможность оценить ширину и мощь великой реки.
За Набережными Челнами дорога медленно, но верно начала подниматься в гору, и примерно между Уфой и городом Сим Челябинской области открылся первый живописный вид на Уральский хребет. Горный путь от Уфы до Челябинска довольно узок, фуры едва ползут, обгон затруднен.
Движение на этом участке трассы бывает настолько интенсивным, что порой сложно перейти дорогу, словно находишься не в горах, а в центре мегаполиса. Временами выстраиваются многокилометровые колонны, обогнать которые не представляется возможным из-за узости трассы, встречного движения и множества поворотов.
Несмотря на то что высота отдельных вершин в этой части Уральских гор достигает 1800 метров, здесь нет крутых спусков и подъемов, зато в большинстве своем они очень затяжные. В результате к концу такого подъема некоторые перегруженные фуры с трудом ползут со скоростью 10–20 км/ч либо тянут друг друга на буксире. Усилия с лихвой вознаграждаются на затяжном спуске, когда наконец можно прокатиться с ветерком.
Миновав Челябинск по объездной дороге, мы двинулись на север – в сторону Екатеринбурга. На равнинной трассе с прекрасным покрытием 200 километров пролетели незаметно.
Каменная сказка
Для любителя камня названия уральских сел, городов, озер звучат словно музыка – Мурзинка, Изумруд, Златоуст, Тальков Камень... Невозможно побывать на Урале и не проехать по местам сказов о каменном цветке и малахитовой шкатулке.
Однако богатства Урала не ограничиваются самоцветами. В этом регионе немало других природных достопримечательностей. Например, всего в 17 километрах от Екатеринбурга проходит граница между Европой и Азией, причем только на Урале эта граница сухопутная.
На всем протяжении Уральского хребта установлено несколько десятков пограничных знаков. Самый «молодой» из обелисков «Европа – Азия» находится вблизи старого Московского тракта, связывающего Пермь и Екатеринбург.
Сейчас здесь можно получить свидетельство о пересечении границы Европы и Азии. Желающие собственноручно чеканят памятную монету на специальном старинном прессе.
Из интересных геологических объектов стоит отметить так называемые каменные палатки – гранитные скалы-останцы. Внешне они представляют собой монументальные сооружения, будто сложенные из каменных матрасов или подушек. Необычный вид дает повод усомниться в их естественном происхождении. Кажется, палатки из огромных тесаных матрацевидных плит сложили какие-то великаны.
А так называемое Чертово городище (недалеко от станции Исеть) высотой 20 метров представляет собой вертикальную стену, сложенную из огромных плит. Это сооружение возвышается на вершине горы в окружении гигантских сосен. Поскольку в округе других скал нет, создается впечатление, что это фрагмент разрушенной крепостной стены.
В окрестностях Екатеринбурга, возле города Сысерть, есть еще одно примечательное место – Тальков Камень. Это озеро глубиной около 30 метров, которое образовалось на месте рудника по добыче талька – очень мягкого, похожего на мыло минерала нежно-салатного цвета. Вода в озере красивого зеленоватого оттенка, а окружают его вертикальные скалы из серебристо-зеленого талька высотой почти 40 метров.
Название Гумешки наверняка помнят те, кто читал сказы Бажова. Гумешевским рудником называли первое на Урале месторождение малахита недалеко от города Полевского. Именно в эти края Бажов поселил хозяйку Медной горы и создателя каменного цветка Данилу-мастера.
К сожалению, отыскать каменный цветок нам не удалось. Легендарного малахита на Урале тоже не осталось – весь ушел на украшение дворцов. Зато остались прекрасные впечатления о местной природе и уверенность в том, что Урал по-прежнему является «опорным краем державы».