На Телецкое

На Телецкое

Минувшим летом компанию привлек Горный Алтай – его чистейшие озера и кипящие горные реки. Возможно, на выбор маршрута повлияло жаркое лето: притягивала к себе магия воды… И девять человек решили пройти по красивому и сложному маршруту Новокузнецк – Улаган – озера края – перевал Кату-Ярык – южная оконечность Телецкого озера…

Энтузиасты на трех автомобилях бодро выкатились из Новокузнецка и рванули навстречу приключениям. Первое случилось вскоре… Впереди уже поблескивало Османное озеро, как один из хваленых УАЗов – Hunter – лишился коробки передач!

– Маршрут был сложным, – хмурится Михаил. – В дороге мы пробили три колеса, ни на одном авто не осталось запасок. Все машины шли полностью заряженными на такой уровень сложности: захватили тросы, бензопилу, запчасти. Пригодилось во время путешествия абсолютно все! Бывалые люди говорят, что «уазик» можно и на коленках отремонтировать. Соглашусь, эти машины универсальны по проходимости. Но с нашим Hunter пришлось повозиться: ненадежная 5-ступенчатая коробка передач дала сбой – машину вытягивали на тросе и чинили прямо на перевале! А по итогам поездки все сошлись во мнении, что Hunter скорее относится к категории асфальтных джипов: пружинная подвеска раскачивала на перевалах так, что пассажиры боялись – перевернемся! Опять-таки ненадежная коробка. В общем, прозвали мы этот автомобиль Гюнтером и так всю поездку и повторяли: «О, опять этот Гюнтер»!

Да, дорога к Османному напрягла всех: перевалы, скалы, болота... Но результат того стоил!

– Озеро получило имя от названия рыбы осман, которую в былые времена подавали лишь к царскому столу! Наловили рыбы и мы – да так, что хватило этого озерного деликатеса на сагудай. Рецепт простой: рыба режется кусочками, как для хе, и замачивается в рассольчике из уксуса или лимонной кислоты с добавлением лука и перца. Самое главное – рыбное филе необходимо отбить минут десять прямо в рассоле. Вкус получается отменным, а мясо – нежным, отстающим от косточек. Скажу честно, – продолжает Михаил, – быть дегустаторами царских блюд нам понравилось!

Однако на Османном можно было наловить не только рыбы, но и неприятностей. Дело в том, что в округе водится многомедведей.

– Хозяев тайги мы не увидели. Когда обследовали на лодке озеро, шумом мотора вспугнули медвежонка, вышедшего на водопой. Услышали только треск сучьев в чаще! А вот кто меня понастоящему удивил, так это журавли: кучкуются не по три-четыре, а целыми стаями!

Однако задерживаться у озер нельзя – впереди знаменитый перевал Кату-Ярык. Одна из алтайских легенд поведает туристу-новичку, что когда-то Кату-Ярык можно было покорить только верхом на лошади, ни один другой транспорт не мог пройти по почти отвесной скале. А добраться до заветной цели наших путешественников – южного берега Телецкого озера – можно было только по Чулышману или с другого берега озера на лодках. Однако несколько лет назад сухопутную дорогу для туристов создали два человека – отец и сын, которые на бульдозере, рискуя жизнью, проложили 14 серпантинов с вершины в долину реки.

– Теперь можно спуститься с Кату-Ярыка даже на легковушке, – говорит Михаил. – Хотя это опасно – спуститься-то легко, но вот подняться обратно, наверх, уже намного сложнее. Водители даже сажают на капот автомобиля людей, которые собственным весом прижимают машину, не давая ей перевернуться!

И вот мы вышли на южную оконечность Телецкого, – улыбается Михаил. – Сразу же почувствовали его непростой нрав. Это место, где быстро возникают ветра: за секунду легкий бриз вдруг превратился в самый настоящий шторм! Пронизывающий ветер, низкое небо – все располагало к тому, чтобы разжечь огромный костер, дрова для которого на берег вынесли сами волны. Хочется посидеть, вспомнить дорогу и начать потихоньку собираться домой…

Подпишитесь на «За рулем» в