Пятерка из Швеции
Якоб-пром
Для многих сам юбилей стал настоящим откровением – далеко не все знают, что у шведского бренда столь богатое прошлое. В дорожном потоке еще попадаются модели начала восьмидесятых годов – глаз сразу же выхватывает знакомые прямоугольные силуэты, а вот что было до них, уже теряется в глубине времен.
Настоящим сюрпризом стал первый серийный Volvo ОV4 1927 года выпуска, названный собственным именем Jakob в честь одного памятного ужина, который состоялся 25 июля 1924 года. Этот день в Швеции называют днем Якоба. Вечером за столиком в стокгольмском ресторане Sturehof встретились торговый менеджер шарикоподшипниковой компании SKF Ассар Габриелссон и вице-президент компании Galco Густаф Ларсон, которые в процессе праздничной трапезы решили основать компанию, производящую автомобили, максимально приспособленные к местным дорожным условиям и северному климату. Дело обещало стать прибыльным, чему служили сразу несколько предпосылок: Швеция в середине 20-х годов была развитой промышленной страной, рабочая сила ценилась не так высоко, а шведская сталь имела отменную репутацию во всем мире.
Компания SKF дала будущей Volvo кредит в размере миллиона шведских крон. Производство разместилось в Гетеборге, где вскоре запустили сборочный конвейер. На радиаторной решетке первого автомобиля красовался темносиний овал с надписью Volvo Gothenburg Sweden и символ в виде кружка со стрелой. Он одновременно был знаком древнеримского бога войны Марса – щит и копье, обозначал мужское начало и в довесок ко всему являлся еще и алхимическим символом железа – из чего же мог быть сделан «настоящий шведский автомобиль» как не из «настоящей шведской стали»!
На самом деле Jakob не был целиком «шведским» и таким уж «стальным», его спроектировали по американскому образцу: лонжеронная рама, рессорные подвески. Автомобиль имел 4-цилиндровый двигатель с боковыми клапанами и развивал 28 л.с. при 2000 об/мин. Jakob мог разогнаться до 90 км/ч, имея крейсерскую скорость 60 км/ч. Колеса были так называемого артиллерийского типа – с деревянными спицами и съемным ободом. Тормоза только задние. Пятиместный кузов с деревянным каркасом из ясеня и бука и откидным верхом внутри отделывался кожей. В первые годытемп производства был очень низким из-за взятых жестких обязательств по качеству – в 1927 году сделали всего 297 машин. Но уже через пару лет компания стала приносить прибыль.
Хождение в народ
В довоенные годы Volvo выпускала дорогие автомобили, которые могли позволить себе немногие. После войны появилась компактная машина PV44, она лидировала в Швеции по числу продаж до 1953 года и стала основой для последующих «хитов» — PV444 и PV544. Именно в производстве народных автомобилей компания и нашла свой путь. Для демонстрации этого лучше всего подходит 544-я модель, так сильно схожая с нашей «Победой», причем не только обликом, каплевидным горбатым кузовом, но и долгой жизнью на конвейере. Volvo PV544 выпускали с 1947 по 1965 год. Когда в 1959-м инженер Нильс Болен создал трехточечный ремень безопасности, который ставили на PV544, шведский автомобиль обрел еще и свой неповторимый имидж: к добротности и консерватизму прибавилась забота о безопасности. Болен получил множество наград за свое изобретение, но важнее совсем другое – этот ремень спас миллионы жизней. Шведская фирма одной из первых стала проводить регулярные крэш-тесты своих моделей – в результате появились такие, уже привычные вещи, как поперечная балка, усиливающая крышу, ударопоглощающие панели, складывающаяся при ударе рулевая колонка и многое другое.
Успех с продажами доступных машин позволил заняться спорткарами. В 1956 году был представлен Volvo P1900, их продали всего 67 штук. Куда успешней оказалась следующая модель – P1800: один экземпляр из заводского музея шведы привезли в Москву. Автомобиль был представлен публике на мотор-шоу в Брюсселе в 1960 году, а его серийное производство началось уже в следующем году. Причем на протяжении нескольких лет P1800 собирали в Англии, поскольку на перегруженном заводе Volvo в Швеции просто не было свободных мощностей для сборки еще одной модели. 1800-я стала очень известной благодаря фильму «Святой», в котором главный герой Саймон Тамплиер в исполнении Роджера Мура ездил на таком купе. Более того, сам актер использовал Р1800 в реальной жизни.
Эксклюзив из Италии
В том же 1956 году появился и Volvo Amazon – автомобиль среднего класса, выпускавшийся с кузовом седан, купе и универсал. Впрочем, как Amazon он известен только в Скандинавии, где это имя была запатентовано, а за пределами страны автомобиль имел цифровое обозначение «серия 120». Amazon создал молодой дизайнер Ян Вильсгард, вдохновленный итальянскими моделями тех лет. Именно этот автомобиль стал основной экспортной статьей доходов компании – с конца 50-х руководство Volvo берет курс на планомерное завоевание международного рынка, причем не только в Европе, но и в Америке. В феврале 1960 года выпустили 100-тысячный Amazon – один из культовых автомобилей того времени. Три года спустя эта модель стала самой продаваемой в Швеции.
За массовостью шведы не забывали и про эксклюзив, который был представлен на выставке двумя купе – Volvo 262 1977 года и Volvo 780 (вышел в свет десять лет спустя). Оба престижные автомобили класса люкс, разработанные совместно с итальянским дизайнерским центром Carrozzeria Bertone. Оба сделаны к юбилейным датам и собирались вручную не в Швеции, а в Италии.
В 1977-м стильный Volvo 262 покорил всех плавными линиями, обивкой салона из натуральной кожи, сочетанием цвета металлик с черной виниловой крышей. Облик купе получился несколько буржуазным, а комфорт салона отвечал самым изысканным запросам: кондиционер входил в стандартное оснащение, как и электрические стеклоподъемники, регулируемые кнопками сиденья и зеркала заднего вида, а также акустическая система. В 1987 году ему на смену пришел Volvo 780 с обновленным дизайном. Автомобиль снабжался электронным климат-контролем, люком в крыше, электроприводом сидений, электрическими стеклоподъемниками, подогревом зеркал и центральным замком, а заднее сиденье имело форму для двух пассажиров. «Итальянский» Volvo 780 ценили не только за комфорт и престиж. Он считался одним из самых шикарных автомобилей в своем классе, так что владелец эксклюзивного мелкосерийного купе, собранного вручную кузовостроителями Bertone, мог прослыть не только состоятельным человеком, но еще и эстетом.