Восставший из пепла
Анатолий Чаплинский перевидал в свое время сотни, если не тысячи автораритетов. Причем американских. Ведь еще недавно он работал механиком в авторазборной мастерской в одном из городов штата Колорадо. Однако к жизни за океаном так и не привык, а потому вернулся в родной Невинномысск и полтора года назад купил здесь старенький «Москвич-407».
Жаль, не сделал я фотографий своего «Москвича» до реставрации, – сетует Чаплинский. – Выглядел он ужасающе. Восстанавливать пришлось практически все: ходовую, двигатель, салон.
«Четыреста седьмой» 1964 года выпуска первоначально был зеленым. Цвет реставратор сохранил, окрасив машину в зеленый металлик.
У мастеров разные подходы к реставрации. Многие добиваются аутентичного внешнего вида, а начинку ставят современную. В салоне какой-нибудь древней «Победы» можно увидеть и современную аудиосистему, и телевизор. Чаплинский же сторонник того, чтобы в машине было как можно больше родных узлов, деталей интерьера. Так и с М-407 работал. Запчасти где только не доставал. Зато результат годичной реставрации впечатляет: «Москвич» словно только что сошел с конвейера.
– Представляете, когда в город выезжаю, многие думают, что это иномарка,– говорит Анатолий. – Дожили: народ уже свою, отечественную автотехнику не узнает.
Что и говорить, нынче даже от завода, выпускавшего «Москвичи», остались одни воспоминания. А ведь в свое время больше половины производимых на Московском заводе малолитражных автомобилей М-407 экспортировалось за границу, в том числе в страны Западной Европы. Машина была по тем временам весьма продвинутой. В серию она пошла в мае 1958 года. Параллельно выпускались разные варианты базовой модели. Был и универсал М-423, и фургон М-430, полноприводный «Москвич410», версия 407-го с ручным управлением – семейство столичных малолитражек разрасталось на глазах.
Осовременивался не только внешний вид (в 1960-м кузов получил новую решетчатую облицовку радиатора, несколько изменилась форма задних фонарей), параллельно внедрялись важные конструктивные решения. Так, 3-ступенчатую коробку передач заменили 4-ступенчатой, что придало автомобилю динамичности и экономичности.
Был укорочен карданный вал, задний мост получил гипоидное зацепление главной передачи. От коррозии кузов защищала операция общего фосфатирования.
Сегодня М-407 редко встретишь на улицах российских городов. По словам Анатолия Чаплинского, в тех же Штатах отношение к автостарине более бережное, чем у нас. На спецплощадках можно увидеть сотни машин, которым за 50 лет, – выбирай, реставрируй, твори. У нас же… Как-то на одной из автосвалок Анатолий увидел два на удивление сохранившихся «Москвича-407», договорился о покупке. Но когда через неделю приехал, оказалось, что оба раритета владельцы без сожаления пустили под пресс…