Женское дело
Идеей женского такси Зоя Соколова загорелась после 12 лет работы за рулем. В результате три с половиной года назад в городе возникло «Леди такси», куда сразу стал стекаться огромный поток заказов благодаря самой честной и надежной рекламе – сарафанному радио.
– Мы физически не могли справиться с таким объемом, приходилось перекидывать заказы, люди начали обижаться – они были готовы ждать, только чтобы ехать с нами, – вспоминает Зоя Павловна.
Без мужчин не обошлось
Тогда в «Леди такси» решили взять в помощники молодого человека, назвав его «службой безопасности на линии». Со временем в фирме появились и другие мужчины: без них обслужить большое количество заказов было невозможно. Поэтому такси переименовали в «Элегию», а водителям-мужчинам поставили строгие условия: с симпатичными пассажирками не заигрывать, телефончик не выпрашивать, довозить девушек в позднее время до самого подъезда, быть деликатными, вежливыми и культурными.
Впрочем, большая часть таксистов «Элегии» по-прежнему дамы. Сюда приходят те, кто любит водить и общаться с людьми. Как правило, это девушки 23–25 лет с хорошими навыками вождения. Работают в основном на иномарках, приобретенных в кредит. Многие успевают параллельно учиться. Среди сотрудниц есть даже мать троих маленьких детей – она тоже все успевает.
Что касается пассажиров, то здесь ограничений по половому признаку нет: возят всех. Есть девушки, которые хотят ехать в такси только с женщиной-водителем. Есть мужчины, которые также предпочитают видеть за рулем даму. А почему услуга столь востребована, объясняют сами клиенты: женщины ездят аккуратно, следят за порядком и чистотой салона. Один постоянный пассажир был вдохновлен настолько, что даже сочинил для «Элегии» песню.
Жизнь – не кино
Зарабатывать деньги извозом 12 лет назад Зою Соколову заставила жизненная необходимость: с мужем рассталась, а на руках остались двое маленьких детей и больная мама. Хорошо, что в семье была старенькая машинка, на которой Зоя Павловна начала потихоньку «бомбить». Быстро появился большой круг знакомых, новых друзей – возила даже министров, поначалу не зная о высоких чинах пассажиров.
Сериал«Таксистка» Соколова бросила смотреть после пары увиденных серий: «Слишком далеко это кино от действительности. Жизнь, к сожалению, более жестокая, сказок в ней не бывает». Был опыт: однажды ехала она по скользкому Пулковскому шоссе, а пассажир вдруг начал раскладывать водительское кресло... Пришлось управлять машиной по гололеду в состоянии борьбы. Тогда она работала не на рации, и позвать на помощь было некого.
Сегодня вопрос безопасности в основном снят: машина подается на адрес, но если девушка заподозрит недоброе, она намекнет об этом диспетчеру – пассажир даже не догадается, а на базе проследят весь путь таксистки.
Конечно, небольшие инциденты были, куда без них. Однажды поздним вечером три пьяных парня попытались остановить машину «Элегии». На отказ – водитель ехала по вызову – ответили ударом палки по ветровому стеклу.
Первые в России
Девушки возят пассажиров не только по Петербургу и области. Подбросят в Москву и Самару, Псков и Новгород. Помогают с перегоном машин (услуга «трезвый водитель»), отвозят детей в школу и садик без родителей. Доставка продуктов, составление из иномарок свадебных кортежей – тоже распространенные услуги. Заказов много, и часто приходится работать только по предварительным заявкам: текущие выполнять не всегда получается.
– По количеству женщин-таксистов точной статистики нет, – говорит председатель правления Ассоциации таксомоторного транспорта городов России Юрий Вейков. – Но женщины в таксомоторных предприятиях всегда – и в советское время, и в 90-е годы, и сейчас – составляли ничтожное меньшинство. Служба такси Зои Павловны, по имеющейся у меня информации, – первая в России фирма такого рода, специализированная по гендерному признаку. Своеобразный сегмент таксомоторного рынка, где подобная услуга необходима и востребована.