Авто для наркобаронов
Граница между Россией и Казахстаном, проходящая через Оренбуржье, – серьезное препятствие для перегонщиков угнанных автомобилей. Да, украденные у законных владельцев автомобили находят не только сотрудники милиции, но и таможенники. В том, что, куда и откуда гонят через наш участок границы, помог разобраться заместитель начальника Оренбургской таможни по правоохранительной деятельности Александр Ильницкий.
Риск ради наживы
Сентябрь оказался урожайным на перегонщиков-жуликов. Недавно на таможенном посту «Сагарчинский» задержали гражданина Армении, который по поддельной доверенности пытался вывезти из России в Республику Казахстан Subaru Legacy Outback. В ходе проверки выяснилось, что доверенность на почти новенький «cубарик», выпущенный в 2005 году, оказалась поддельной. Автомобиль оценили в 744 тысячи рублей, то есть с существенным превышением предела в 250 тысяч, после которого на контрабанду распространяется формулировка «в особо крупном размере». Отдел дознания Оренбургской таможни возбудил по этому факту уголовное дело. А вскоре на одном из участков границы задержали такого же жулика-иностранца с поддельными документами на Lexus.
Понятно, что преступники, занимаясь контрабандой дорогих автомобилей, сильно рискуют, но они, тем не менее, не отказываются от своего промысла, приносящего в случае удачи большие деньги. С января по октябрь 2007-го оренбургские таможенники, обнаружив подделку документов, задержали уже 12 автомобилей. Всего же в области за последние три года выявлено более 160 подобных фактов.
Кому угнанную машину?
Возникла проблема, где размещать задержанные машины. Долгое время они хранились на специализированной стоянке во дворе Оренбургской таможни. Одна из причин долгого зависания таких авто состоит в том, что сотрудники правоохранительных органов зачастую не имеют возможности выехать за машиной, которая является вещественным доказательством по уголовному делу о краже или угоне, и забрать ее.
– Был случай, когда в ходе специализированной операции мы задержали целый караван автомобилей, угнанных в Санкт-Петербурге, – рассказал Александр Ильницкий. – Зная, что раскрываемость по угонам у питерских милиционеров не превышает 2 процентов, звоню туда, чтобы сообщить приятное известие. Мол, мы ваши машины задержали, можете забирать. А девушка мне отвечает: «Спасибо, конечно, только зачем они нам нужны? Что мы с ними делать будем?»
Выяснилось, что и сами хозяева автомобилей не спешат забрать свой транспорт. Большинство из них уже получили страховую выплату, полностью покрывающую стоимость угнанной машины, так что лишняя морока им ни к чему.
На грязные деньги
Большинство автомобилей, задержанных на пунктах пропуска Оренбургской таможни на границе с Казахстаном, были в свое время угнаны в центральной части России, в основном в Питере, Москве и Подмосковье. На вопрос, почему угонщики не продают ворованное здесь же, в России, а гонят через многочисленные кордоны за границу, Александр Ильницкий ответил:
– Основная масса угнанных машин, которые пытаются переправить через Оренбуржье в Казахстан, оседает в странах Средней Азии, прежде всего в Таджикистане. И это не случайно, ведь в этой стране нет своего автопрома. Не секрет, что большинство угнанных машин предназначены для так называемых наркобаронов (то есть покупаются фактически на деньги от продажи наркотиков россиянам. – Т.Г.). Особенности восточного менталитета позволяют за деньги договориться с кем угодно, а значит, легализовать угнанные у нас машины в странах Средней Азии не составляет особого труда.
Оренбургские таможенники успешно противодействуют трафику криминальных автомобилей через российскую границу на восток, но преступники тоже совершенствуют свое мастерство. К примеру, нередко даже эксперты не могут с уверенностью сказать, поддельные документы на автомобиль предъявил перегонщик или подлинные.