Олдтаймер-ковчег
Самым необычным на этой выставке оказался вовсе не какой-нибудь старинный автомобиль, а командирский катер немецкого крейсера Emden 1922 года выпуска. За 75 лет жизни плавсредство повидало многое. В апреле 1945-го от бомбардировок союзной авиации в порту города Киль серьезно пострадал сам крейсер, а катер уцелел и стал трофеем, обретя нового хозяина в лице физика-академика Абрама Иоффе и прописку в Ленинградском порту. Там его и нашли спустя полвека – на лодочной стоянке, в жутчайшем виде. Надстройка была переделана, мотор – от «Победы», но это не помешало специалистам распознать в нем реликвию. Теперь, после реставрации, он почти как новый.
Впрочем, история катера не сильно отличается от биографий некоторых раритетов на колесах, особенно отечественных. Много было «Москвичей». В 2007 году у марки юбилей – 40 лет. Мастерская Евгения Шаманского на этот раз представила почти все свои работы за несколько лет, а их набралось уже немало. Кроме редких грузовиков, среди которых трехтонка ЗИС-5 и военная полуторка ГАЗ-ММ, на стенде коллекционера и реставратора можно было увидеть уникальнейшие пожарные машины АМО-4 1932 года и ГАЗ-АА 1935-го, послевоенный самосвал ГАЗ-410 – единственный уцелевший экземпляр на сегодняшний день – и несомненное украшение всей выставки молочно-белый пикап ГАЗ-415 1939 года. Все эти автомобили были найдены в очень плохом состоянии, но за годы тяжелой и кропотливой реставраторской работы приобрели свой первоначальный вид. В процессе воссоздания был продемонстрирован и полноприводный легковой автомобиль с закрытым кузовом ГАЗ-11-73 1939 года. Перед самой войной изготовили лишь небольшую партию таких машин, распределив их между советскими военачальниками. Одна досталась будущему маршалу Ивану Коневу – на ней он проездил полвойны. После победы автомобиль оказался в гараже генштаба, потом были годы забвения, но джип чудом сохранился до наших дней. Сейчас его восстанавливают реставраторы из мастерской Евгения Шаманского – на выставке стояло законченное шасси с мотором.
Куда бережливее относятся к раритетам жители Европы. Представленные на выставке Itala 14/18 CV 1912 года выпуска, Cadillac Model 30 1909 года, Cadillac V8 1927-го и его ровесник Rolls-Royce 20HP сохранились в полностью аутентичном состоянии, включая родные краску и обивку. Что неудивительно: та же Itala долгое время находилась в коллекции принца Монако Ренье III, а восьмидесятилетний Cadillac долгое время хранил большой поклонник марки. Теперь эти машины находятся в России. Из той же Европы прибыли и огромный 8-литровый Bentley c кузовом «лимузин» работы ателье Mulliner 1931 года и спортивное купе Rolls-Royce 20/25 1930 года. Удивительно, но не в России сохранился и советский броневик ЗИС-115 1955 года выпуска, причем тоже с родной краской и нетронутым салоном. Машину в свое время получил в подарок генеральный секретарь Коммунистической партии Венгрии Матьяш Ракоши, а в этом году ее переправил в Россию реставратор Вячеслав Лен.
Отдельной темой стали юбилейные экспозиции. Компания Volvo привезла на четыре дня пять знаковых моделей из своей 80-летней истории (о них мы рассказали в прошлом номере газеты), а реставрационная фирма «Автовэй» самостоятельно отметила несколько дат в биографии фирмы Opel – от рождения самого Адама Опеля до начала производства транспортных средств под этой маркой.