Юбилейные будни

Юбилейные будни

Вообще-то, в Ганновере Transporter делают не 60 лет, а всего 51. Завод был специально построен для производства коммерческих автомобилей после того, как руководство VW поняло, что Transporter – курица, несущая золотые яйца, и чтобы удовлетворить растущий спрос, нужно либо расширять и без того немалые производственные мощности основного предприятия в Вольфсбурге, либо строить новый завод. Предпочли второе.

Блицкурс по истории

Как и всякий культовый автомобиль, VW Transporter родился из наброска, сделанного наспех на первом попавшемся клочке бумаги. Обычно в роли такового выступает столовая салфетка – именно в точках общепита, по преданиям, и было сгенерировано большинство культовых автомобилей. Но немецкому фургончику повезло больше: его нарисовали во вполне приличном на вид блокноте. Владелец блокнота и он же по совместительству автор эскиза – некто Бен Пол, торговец, занимавшийся в послевоенные годы продажей автомобилей Volkswagen в Нидерландах. Как-то раз, а именно в апреле 1947 года, этот предприимчивый господин приехал с рабочим визитом на завод Volkswagen. Он долго ходил по заводу и, немного устав или просто замечтавшись о чем-то хорошем и светлом, наткнулся в одном из цехов на странного вида транспортное средство, приспособленное для доставки к сборочной линии тяжелых кузовных панелей. Мигом придя в себя, господин Пол стал думать, какую пользу можно извлечь из увиденного, и не придумал ничего лучше, как предложить своим партнерам поставить эту «телегу» в более товарном виде на конвейер. Подкрепив свои соображения нарисованным в блокноте эскизом перспективного изделия, обещаниями хорошего сбыта и прочими нехитрыми экономическими выкладками, Пол дал начало целому направлению в производственной линейке VW – скрепя сердце осторожное, но дальновидное руководство фирмы включило проекту Пола зеленый сигнал.

Так на свет в конце 1949 года появился Transporter – легкий многоцелевой автомобиль вагонной компоновки грузоподъемностью 750 кг с двигателем, расположенным над задней осью. Этой компоновки разработчики Transporter придерживались на протяжении трех поколений модели вплоть до 1990 года, когда она уже стала откровенным анахронизмом. «Четвертый» Transporter сделали переднеприводным и переднемоторным, что позволило резко расширить ассортимент всевозможных модификаций и разновидностей машины.

Ярлык же «культовый» прилип к Transporter на стадии первых двух поколений (T1 и T2) стараниями заокеанского движения хиппи, сделавшего Transporter, как бы сейчас выразились, своим официальным автомобилем. Достигнутый таким образом PR-эффект многократно превосходил по силе все нарочные рекламные прожекты и самым благоприятным образом сказался на продажах машины по всему миру.

Снаружи

Свой нынешний вид завод в Ганновере приобрел в 2000 году после плановой модернизации. Много денег было потрачено на развитие инфраструктуры и придание территории предприятия благопристойного (с точки зрения обывателя) вида: территорию общей площадью почти 110 гектаров озеленили и украсили, пешеходные дорожки залатали и расширили, обновили фасады, переделали все въезды и выезды, отгрохали большую парковку для автомобилей рабочих. Теперь снаружи завод напоминает современный гипермаркет. С той лишь разницей, что по парковке не носятся люди с продуктовыми корзинами, не въезжают и не выезжают машины, не слышно крика детей и ругани родителей. Снаружи завод удивительно тих и безмятежен. Рабочий день. Производство идет полным ходом. Все внутри.

Внутри

В том же 2000 году завод обзавелся одной из крупнейших прессовых линий в мире стоимостью 70 миллионов евро. Выглядит это сооружение внушительно: чистенький белый саркофаг скрывает под собой весь шум и гам процессов обработки металлов давлением, так что снаружи слышно только легкое гудение. По нижнему периметру саркофага имеются окошки, через которые можно наблюдать за тем, как многочисленные пуансоны опускаются в матрицы, придавая стальным заготовкам нужную форму.

В соседних помещениях картинки еще интереснее: здесь живут роботы, занимающиеся соединением свежеотштампованных деталей. Каждый робот или семья роботов, объединенная каким-либо общим делом, живет в отдельной «квартире» с прозрачными стенами, защищающими киборгов от антропогенного фактора. А чем заняты люди? На этом этапе их участие в процессе сводится к контрольно-наблюдательным функциям и своевременной подаче заготовок. Заготовки, полуфабрикаты и комплектующие путешествуют по заводу на маленьких автопоездах. В роли тягачей грузовички-головастики вроде того, что послужил прототипом Transporter. Выглядят они, конечно, наряднее ветерана, а приводятся в движение электромотором – за чистоту воздуха и вообще порядок на заводе борются всеми возможными инженерными и административными способами. Даже литейный цех не покрывает небо характерным рыжим налетом. Впрочем, как там и что, мы не знаем – на литейку экскурсия не распространялась. Зато финальные ветки конвейера удалось рассмотреть во всех подробностях. На них, кстати, в силу специфики операций занята львиная доля из 13 500 трудящихся на предприятии граждан Германии. Эмигрантов и гастарбайтеров вопреки ожиданиям на территории завода нами замечено не было, так что можем с чистой совестью заявить: VW Transporter собирают добропорядочные бюргеры с присущей им аккуратностью и неторопливостью. Фотографировать трудящихся можно только с их персонального разрешения, иначе у завода могут возникнуть проблемы с профсоюзами, охраняющими частную жизнь своих подопечныхкак зеницу ока. Сами же трудящиеся на эту формальность смотрят сквозь пальцы – не было ни одного отказавшегося от съемки. Рабочие охотно позировали и с сияющими лицами что-то прикручивали, натягивали, монтировали и закрепляли – одним словом, собирали машины. Чтобы рабочий знал, что к какой машине прикручивать, на дверь каждого Transporter наклеена бумага с технологической легендой в виде таблички. Каждый рабочий делает одну-две простые операции, поэтому запутаться невозможно.

Самовывоз по желанию

Готовые и прошедшие ОТК машины отправляются к дилерам или перегоняются в центр по обслуживанию клиентов – желающих забрать свой Transporter прямо с завода предостаточно. Специально для таких особо щепетильных заказчиков рядом с заводом семь лет назад был из стекла и бетона построен роскошный павильон, своим архитектурным размахом усиливающий торжественность момента передачи новой машины ее первому владельцу. Работает павильон каждый будний день с 8.00 до 16.30 – как, собственно, и сам завод. Суббота и воскресенье – выходные дни.

Подпишитесь на «За рулем» в