Годы благородного металла

Годы благородного металла

Похоже, приятные сюрпризы становятся доброй традицией «Авто + Автомеханики», и один из их источников – питерский клуб коллекционных автомобилей и мотоциклов «Ретро-Юнион». Напомним, что на прошлой выставке клуб показал пять грандиозных Cadillac Eldorado 50–60-х. В этом году ретровики решили размахнуться по полной программе и оккупировали две трети павильона – небольшого, но все же… Это солидно. И глаза просто разбегались – повсюду живые легенды.

Герои смутного времени

На входе нас встречали культовые спорткары. Темно-синий Ford Mustang 5.0 третьего поколения с белыми полосами на кузове – последний рестайлинг 1987 года. Автомобиль модиф ицирован для участия в дрэг-рейсинге. Стоявший в стороне белый кабриолет Chevy Camaro IROC-Z третьего поколения злобно поглядывал на своего извечного конкурента.

Рядом с ним соседствовали не менее грандиозные автомобили. Радовал взгляд белоснежный мускулистый Mustang первого поколения ранних лет с V-образной «восьмеркой» Windsor объемом 289 куб. дюймов. Предлагалось три варианта этого мотора. В базовом исполнении (с двухкамерным карбюратором) он развивал 200 л.с., с четырехкамерным – 225 л.с., а самый мощный 289-й V8 выдавал 271 силу. Спорткупе находится в первозданном состоянии. Пожалуй, единственный тюнинг – нанесенные на кузов красные полосы в духе свирепых пони-каров от Кэрролла Шелби. Рядом с этим автошедевром на все времена нисколько не терялся шикарный темно- серый представительский седан Lincoln Town Car 80-х годов, излюбленный экипаж заокеанской мафии. Славное имя Town Car – одно из старейших в американской автомобильной истории. Впервые оно было дано Lincoln 1922 года, изготовленному по спецзаказу для самого Генри Форда. С 1959 по 1980 год название присваивалось отдельным исполнениям Continental. С 1981-го Town Car стал самостоятельной моделью. Флагманский полноразмерный седан в «квадратном» кузове (так поклонники называют это поколение) престижного подразделения Ford Motor Company сходил с конвейера почти десятилетие – до 1989 года. Под капотом 5-литровый V8 Windsor. Восьмидесятые, по мнению многих фанатов американских машин, были смутным временем, полным неудач. Однако благородный «городской автомобиль» можно считать исключением. Примечательно, что большой Linc просуществовал до наших дней: он выпускается и сейчас.

Персональное купе (под этим термином подразумевается роскошное вместительное купе для передвижения с комфортом) Thunderbird седьмого поколения, получившее неофициальное имя Torino Bird, просуществовало совсем недолго, с 1977 по 1979 год. «Буревестник» конца 70-х базировался на укороченной платформе с колесной базой 114 дюймов. Как и Town Car, он ознаменовал собой переход на более компактные машины: фулл-сайз-седаны компания Ford уменьшила в 1979-м, а большие люкс-купе чуть раньше – в 1977-м. Автомобиль совсем не маленький, но куда меньше огромных T-Bird 1972–1976 годов, которые получили прозвище Big Birds. Те были длиннее на целых 254 мм и тяжелее на 408 кг. Гамма моторов для Torino Bird состояла из трех V-образных «восьмерок» объемом 302 куб. дюйма (5 л), 351 куб. дюйм (5,8 л) и 400 куб. дюймов (6,6 л). Интересно, что калифорнийцы довольствовались только 351-м V8.

Детройтское барокко

Центральное место экспозиции было отведено настоящим гигантам – великолепным и редким представителям детройтского барокко конца 50-х годов. Каждая модель, пришедшая из эпохи аэрокосмического, или, как его еще именуют, плавникового стиля, по-своему уникальна. Сине-белый легковой пикап Chevy El Camino первого поколения и бесподобное ярко-красное купе Chevy Impala с белой крышей относятся к 1960 модельному году. Это родственники, созданные на одной платформе. Impala – одна из самых легендарных, знаменитых и успешных машин в истории автомобильной Америки. Появившись в 1958-м, она представляла собой спортмодификацию купе и кабриолетов Bel Air, но уже со следующего года превратилась в отдельную самостоятельную модель. В 1960-м Impala стала самой продаваемой полноразмерной моделью в США. А в период 1958–1966 годов тираж составил более 13 миллионов штук. Это рекорд среди фулл-сайзов за всю их историю. Ко всему прочему массовое семейство было достаточно престижным. Стояло ступенькой ниже роскошного Caprice, но выше более доступных Bel Air и Biscayne. Собственно, Impala и позиционировалась как престижный автомобиль для рядового американского гражданина.

По замыслу создателей, El Camino (в переводе с испанского – дорога) должен был конкурировать с фордовским легковым пикапом Ranchero, появившимся двумя годами ранее. Утилитарный стиляга от General Motors дебютировал в 1959 году. Внешне он почти копировал Impala, а она отличалась вычурным дизайном. Считается, что именно это и сыграло с Chevy злую шутку. Многие отдавали предпочтение более консервативному Ford. В следующий модельный год Chevrolet вступил с измененной внешностью. Но продажи продолжали падать, и в итоге было выпущено только 36 409 машин. После '45l Camino возродился в 1964-м на общей платформе с семейством Chevelle.

Очень интересен седан Chevrolet Delray 1958 года изумрудного цвета. Автомобиль производился с 1954 по 1958 год. Фактически это Chevy 210-й серии (ее в 1957-м сменило семейство Biscayne) с расширенным набором опций. В последний год выпуска машина получила «независимый статус» и заняла место предыдущей 150-й серии. Сейчас это огромное, сверкающее хромом творение заокеанских дизайнеров кажется восхитительным, но тогда было дешевым и массовым. Те же Bel Air, Biscayne и Impala были дороже и роскошнее.

Небесный лайнер

Настоящим украшением стенда «Ретро-Юнион» стали великолепные седаны Buick Invicta, DeSoto и умопомрачительный Ford Fairlane 500 Skyliner. В 1957 году в линейке Fairlane появились топовое исполнение 500 со 118-дюймовой колесной базой (2995 мм) и особая модификация с красивым названием Skyliner. Главная особенность «небесного лайнера» – сложный механизм, складывающий жесткую крышу в огромный багажник. Это настоящий купе-кабриолет, один из первых в мире, предшественник всевозможных современных SLK и CC. Об абсолютном первенстве такого типа кузова ходят споры. Считается, что родоначальником был Peugeot 402 Eclipse. Однако это ничуть не преуменьшает заслуг фордовских инженеров. На тот момент решение было очень смелым, едва ли не революционным. К сожалению, достаточно сложный механизм опускания жесткого верха периодически давал сбои. К тому же автомобиль был недешевым для 50-х годов, стоил на 400 долларов дороже обычного кабриолета Sunliner, а это значительная разница. Ford Skyliner сходил с конвейера с 1957 по 1959 год. В 1958-м семейство Fairlane подверглось рестайлингу. Внешность «небесного лайнера» слегка перекликалась с обликом Thunderbird, в частности, благодаря четырем круглым фарам и своеобразному оформлению передка. Автомобиль, который демонстрировал «Ретро-Юнион», как раз 1958 года выпуска.

Еще не ретро, уже экзотика

Пафосный и слегка надменный полноразмерный седан Buick Invicta розового цвета – ярчайший представитель детройтского барокко. Спокойно пройти мимо этого величавого красавца с гигантскими килями и тонной отделочного хрома было попросту невозможно. Автомобиль сходил с конвейера с 1959 по 1963 год. Предлагалось четыре варианта кузова – двухдверный кабриолет, купехардтоп, седан-хардтоп и универсал.

Еще одна диковинка питерской выставки – шикарный DeSoto 1961 года выпуска. Эта марка, некогда входившая в состав Chrysler Corporation и названная в честь испанского путешественника Эрнандо де Сото, давно сошла со сцены. Просуществовала она с 1928 по 1961 год.

Поодаль демонстрировались внедорожники Hummer H1 и Chevy K5 Blazer Custom Deluxe, а также тюнинговый пикап Ford F-150 HarleyDavidson. Относить их к разряду ретро пока рано, но называть экзотическими уже можно. Они великолепно дополняли своих «пожилых» соотечественников и оттеняли их, дополнительно подчеркивая, что некогда американская автопромышленность действительно переживала золотой период, который принято называть детройтским барокко.

Подпишитесь на «За рулем» в