Вековое такси
Да, такси исполнилось уже сто лет, но в экспозиции только основные послевоенные автомобили. Впрочем, неудивительно – число сохранившихся довоенных таксомоторов невелико, а из тех, что возили пассажиров до революции, не уцелел ни один. Первая половина ХХ века осталась только на фотографиях и рекламных плакатах, зато все последующие годы представлены в машинах, реликвиях, документах. Показать этапы развития таксомоторных перевозок в Москве организаторы смогли лишь в той мере, в какой удалось собрать воспоминания очевидцев, фотокиноматериалы и архивные документы. Но многое из этого представлено широкой публике впервые, так как долгое время экспонировалось только в ведомственных музеях столичных таксопарков. Сейчас самые интересные экспонаты собраны во временную выставку, размещенную в Музее экипажей и автомобилей. Вход свободный, по субботам и воскресеньям с 11.00 до 16.00. По такому графику работает и сам музей в Кузьминском парке.
Наиболее интересный из всей экспозиции, пожалуй, экспериментальный образец такси ВНИИТЭ ПТ – так в 1963–1965 годах представлялось такси будущего. Аббревиатура расшифровывается как Перспективное Такси Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, а разработал автомобиль коллектив конструкторов под руководством известного дизайнера Юрия Аароновича Долматовского. В своих книгах и статьях Долматовский отстаивал вагонную компоновку кузова при несущей конструкции. Конечно же, именно таким было и Перспективное Такси. Но увы, дальше одного прототипа дело так и не пошло – извозом занимались привычные «Волги», а о проекте ВНИИТЭ можно было узнать разве что из произведений руководителя творческого коллектива, создавшего футуристическое авто. Долгое время ничего не было известно и о судьбе самого прототипа: после того как о нем забыли, он попал в историческую экспозицию 19-го московского таксомоторного парка, где на него смотрели разве что передовики производства, делегации из других городов. Теперь он выставлен в музее. Его объемный стальной каркас облицован панелями из стеклопластика. В салоне четыре посадочных места. Вход и выход через одну боковую сдвижную дверь с правой стороны.
Еще один любопытный экспонат уже из 70-х годов – микроавтобус РАФ-977ДМ «Латвия» в модификации «маршрутное такси». Первые маршрутки появились в Москве еще в 1956-м – это были 7-местные легковые ГАЗ-12 ЗИМ, перевозившие пассажиров по определенным городским маршрутам. Затем их сменили гораздо более удобные и вместительные «рафики». РАФ-977ДМ, представленный в экспозиции, работал в 14-м таксомоторном парке Москвы до 1975 года. После ремонта на предприятии «Аремкуз» «рафик» много лет простоял в музее 19-го таксомоторного парка. Машине, можно сказать, повезло: в СССР списанные микроавтобусы не продавали в частные руки, а отправляли на металлолом.
Сохранилось множество «Побед» и «Волг», как 21-х, так и 24-х, – именно они и составляют основу экспозиции. Плюс еще редкие ЗИМ и ЗИС, оба с шашечками на бортах. Все остальное – только на фотографиях. И громоздкие дореволюционные таксомоторы, и подобные утюгам французские Renault 20-х годов на площади трех вокзалов, и закрытые цельнометаллические ГАЗ-А на московских улочках, и черные лакированные «эмочки». Все это уже не увидеть вживую. Но можно прийти в музей…