Звезда конкура

ЗВЕЗДА КОНКУРА

В конструкции современного грузовика все давным-давно отлажено и что-то изменять в ней будто бы незачем. Но требования экологии, безопасности движения и, не в последнюю очередь, "происки" конкурентов заставляют даже самые именитые фирмы совершенствовать свои машины. Вот и "Мерседес-Актрос" (ЗР, 2002, № 4, 12), получив в 1997 году титул "Грузовик года", поднатужился и вновь завоевал его в году нынешнем.

ФАБРИКИ ЗВЕЗД

"Актрос" - семейство тяжелых грузовиков немецкого отделения транснационального концерна "Даймлер-Крайслер". Более 60 базовых модификаций с колесными формулами от 4х2 до 10х8, с полной массой автомобиля до 41 тонны и мощностью двигателей до 600 л. с. Кроме завода в немецком городе Вюрт, "актросы" собирают в Египте, Иране, Марокко, Тунисе, ЮАР, Саудовской Аравии и в Китае, а продаются они по всему миру.

В России нашли хозяев около тысячи лауреатов конкурса 1997 года, а к новому победителю интерес еще больше: с августа 2003 года продано уже свыше трехсот автомобилей.

Седельные тягачи и бортовые машины для международных перевозок осели в Москве, Питере и городах, стоящих на караванных путях, самосвалы купили нефтяники и газовики Нового Уренгоя, Ханты-Мансийска, строители из Москвы и Хабаровска, лесовозы получили прописку в Карелии и на Дальнем Востоке. Кто-то купил "Мерседес" впервые, отдав ему предпочтение перед другими марками, кто-то давно знаком еще с прежним "Актросом" и проблемы выбора при обновлении парка у него не было. Какой он, "Актрос", для России, как оценивают новшества наши эксплуатационники?

В ПОЧЕТЕ V-ОБРАЗНЫЕ

Кажется, нет лучше дизеля для магистрального грузовика, чем рядная "шестерка": полностью уравновешен, прост в ремонте, удобен в обслуживании. Именно такие стоят у всех европейских конкурентов, но "Мерседес" с начала 70-х привержен V-образным двигателям. Тогда это были "восьмерки" объемом 13 и 15 л и огромные 16- и даже 18-литровые "десятки". Достоинства такой конструкции хорошо известны: двигатели относительно легче, компактнее, с более жесткими блоком и коленвалом. Благодаря этому стабильнее важные геометрические параметры двигателя - соосность коренных подшипников и перпендикулярность к ним осей цилиндров, да и механический КПД выше - коренных шеек меньше.

В России самым востребованным мотором нового "Актроса" оказался 12-литровый V6 модели ОМ 501LA. Интеркулер, турбонаддув с изменяемой геометрией направляющего аппарата компрессора и легко перенастраиваемый электронный блок управления обеспечивают каждой модификации двигателя требуемые мощность и крутящий момент.

Для самосвалов и лесовозов, особенно в северном исполнении, чаще всего заказывают двигатели мощностью 360 л. с. с электроподогревом топливных фильтров и магистрали. Зимой, когда дизели ночами молотят на холостом ходу, более мощные модификации до рабочей температуры не прогреваются - из-за этого возможно осмоление форсунок. И при перевозке грунта эти моторы работают на частичных нагрузках, когда холодные выхлопные газы плохо согревают кузов.

Еще одна особенность двигателя "Актроса" - поддон и клапанные крышки из пластмассы, которая даже на российском севере от мороза не трескается.

Для тягачей выбирают моторы помощнее - 408 и 435 л. с., реже берут самую мощную "шестерку" в 456 "лошадей" - похоже, побаиваются высокофорсированной версии. А зря - ее, но чуть большего объема, ставят даже на "мерседесовские" болиды трак-рейсинга, правда, уже 1200-сильную. Но мощностной ряд двигателей V8 модели ОМ 502LA в 503-578 л. с. российских автоперевозчиков заинтересовал мало - продано всего около десятка автомобилей.

ВОЗЬМИСЬ ЗА ДЖОЙСТИК

Традиционно богат выбор сцеплений, коробок передач и редукторов. Под двигатели V6 основное сцепление однодисковое диаметром 17 дюймов, как опция - двухдисковое, хотя его штатное место работы на V8.

Коробок - пять типов, все 16-ступенчатые, с делителями и демультипликаторами. С разными рядами, под любые дорожные условия, с прямой или повышающей передачами, а передаточное число первой - от 9 до 17.

Электронно-пневматическое управление коробкой передач с джойстиком на подлокотнике и индикацией на дисплее впервые появилось на магистральных "актросах" как альтернатива "кочерге". Теперь его устанавливают даже на самосвалы. "Теллигент"-автомат у нас все еще остается экзотикой.

Для России необходимы блокировки дифференциалов, поэтому комплектуют ими все модификации "Актроса" вне зависимости от колесной формулы и типа главной передачи. Магистральные тягачи ходят с одинарными гипоидными главными передачами, а самосвалы и лесовозы с планетарными ступичными редукторами - так надежнее. Передаточные числа - от 2,9 для тягачей до 5,5 для лесовозов.

ВОКРУГ РЕССОРЫ

Каждому типу грузовика с учетом особенностей эксплуатации - своя конструкция ходовой части. К примеру, у седельных тягачей задняя подвеска низкая и облегченная, на двух пневмобаллонах, с уменьшенным объемом и повышенным давлением, у бортовых осталась от "Актроса" первого поколения на четырех пневмобаллонах, а самосвалы и лесовозы обходятся обычной подвеской - рессорной балансирной. Однако спереди у всех модификаций стоят параболические рессоры, на сайлент-блоках. Благодаря последним еще на прежнем "Актросе" отказались от системы централизованной смазки шасси, масленки остались только для шкворней и седла. Есть модель 6х2 с "ленивым" (поддерживающим) задним мостом. Кроме того, что он поднимается пневматикой, по заказу его делают управляемым, с электрогидравлическим приводом. Подруливая, такой мост несколько уменьшает радиус поворота и снижает износ шин - полезная функция при маневрировании в стесненных условиях, но заказов на эту опцию из России пока не поступало.

Не востребованы и сверхширокие одинарные шины-"матрешки" 495/ 45R22,5. Экономия в 200 кг в России погоды не делает, а залатать такой "эксклюзив" на дороге проблематично. Для самосвалов и вовсе заказывают "двадцатку" - со временем вместо изодранной о камни дорогой импортной монтируют мазовскую.

Прежде российские покупатели скептически относились к дисковым тормозам с электроникой, предпочитая барабанные с обычной пневматикой. Но такие тормоза теперь опция, причем только для самосвалов, а стоят они, кстати, дороже дисковых.

"ТЕЛЛИГЕНТ" ВО ВТОРОМ КОЛЕНЕ

А электроники в новом "Актросе" прибавилось, правда, вездесущий "Теллигент" - компьютер, отслеживающий работу практически всех систем грузовика, - существенно модернизирован. Появились новые функции - поддержание дистанции, контроль за дорожной разметкой, система курсовой стабилизации. Учтен опыт эксплуатации предшественника: многие электронные блоки переместили ближе к исполнительным механизмам - к примеру, блок управления КП теперь стоит не под кабиной, а на самой коробке. Так и электрических разъемов меньше, и шины передачи данных короче.

А чтобы новый "Актрос" стал более понятен россиянам, в его прежде скудный лексикон добавили русских фраз, они высвечиваются на дисплее. Не обошлось без забавного конфуза: на тягаче, который мы брали для тест-драйва, вместо привычной всем дальнобойщикам "тахограммы" читается "тажограмма". Нашему бы автопрому их заботы!

ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Подпишитесь на «За рулем» в