Угнать за 15 минут
Первая попытка
Вы думаете, легко быть в шкуре угонщика? Прошло несколько минут, как я «открыл засовы» новенького BMW 7-series на стоянке перед комплексом «Мега» в Химках. Теперь вот заметаю следы, петляя на представительском седане по улицам Куркина, и на душе паршиво – уйдем или нет? Мой подельник довольно хмыкает, потягиваясь позади в кресле босса (версия «семерки»-то удлиненная, с кчей сибаритских штучек), жмет-изучает кнопки климат-контроля. Но скоро и ему передается тревога: «Думаешь, засекут?» На круге, как назло, окопался экипаж ДПС, рука хмурого инспектора потянулась к рации… Да нет, вроде пронесло. Но у меня полная уверенность, что где-то в чреве машины проснулся маячок спутниковой системы и уже шлет кому надо сигналы SOS. Такое чувство, что над головой завис дирижабль с группой изготовившихся к прыжку омоновцев. Что за наваждение… Молоко надо угонщикам давать – за вредность!
Я не выдерживаю и бросаю «семерку» на почти пустое Международное шоссе, прямиком к аэропорту Шереметьево. «Правильно, – напутствует меня компаньон, – там радиолокация и сплошные помехи. Заэкранируемся!» Какое там. Значок спутника на экране штатного навигатора злорадно светит всеми рисками – прием отличный. «Сворачивай, сворачивай под мост и тормози!» – кричит «босс». Индикатор навигатора напоследок мигнул одной полоской и погас. И почти тут же сзади нависла черная туша Land Cruiser 100, а путь вперед перерезал затонированный Focus с надписью «Цезарь Патруль». Из машин выскочили крепкие мужики в камуфляже и… приветливо рявкнули: «Попались, голубчики! 13 минут гуляли! Хотите перепрятаться? Ну что ж, небольшой перерыв – и дубль два».
На время передышки я вновь ощутил себя добропорядочным гражданином, а заодно репортером, участвующим в инсценировке угона. А мой «подельник», редакционный фотограф, полез в кофр за камерой. Вот так, на собственной шкуре мы распробовали новинку – спутниковую противоугонную систему BMW, которую отныне можно установить у любого российского дилера марки. Система именно бээмвешная, а не сторонних фирм. Как объяснил нам позднее представитель компании BMW Group Russia, это дает несколько преимуществ. Родные блоки и датчики не вызовут отторжения со стороны сложной электроники. Помимо прочего снимаются возможные вопросы по поводу сохранения гарантии на автомобиль, которые могут возникнуть при установке небээмвешных комплексов. Спутниковая система BMW мала по размеру, что затрудняет ее обнаружение при вскрытии автомобиля. Она также не выдает себя клавишами для ввода кодов или брелоками. Поэтому ее не удастся быстро вывести из строя или демонтировать. Инсталлировав «спутник» у дилера BMW сразу после покупки, автовладелец ограждается от рисков на отрезке автосалон – установочный центр. Наконец, можно быть уверенным, что специалисты из дилерского центра не «сольют» преступным элементам информацию о настройках противоугонного комплекса – у BMW и правда очень строгий внутренний контроль.
И под землей найдут!
Надо сказать, чувствовал я себя после «задержания» пристыженно. Нам и так дали две поблажки. Во-первых, чтобы спокойно скрыться на просторах мегаполиса, предоставили фору 15 минут, после чего «кто не спрятался, я не виноват». Как говорилось, нас поймали через 13 минут после начала «охоты». На самом деле от срабатывания датчиков системы до команды «фас» проходит максимум две минуты – за это время операторы диспетчерского центра удостоверяются, что система сработала по делу.
Во-вторых, к «игре в салки» не подключили наряды отдельной роты ДПС. При задержании они работают по-боевому. Ну вы сами понимаете… Устроители мероприятия решили пожалеть журналистов. Группу захвата обозначали экипажи службы реагирования «Цезарь Сателлита», которые при реальном угоне оказывают милиции оперативную поддержку – в совместной охоте помогают загнать преступников. Почему «Цезарь Сателлит»? Именно эта компания выбрана в качестве оператора для абонентского обслуживания клиентов, установивших систему BMW. В ее диспетчерский центр будет стекаться вся информация о попытках угона «бимеров».
«Спасение в движении» – такой девиз мы избрали для второго дубля похищения. «Семерка» проехала обещанные 15 минут в режиме «стелс», после чего как угорелая понеслась по Химкам, свернула на какую-то улочку (не до названий было), помню, что место живописное, по одну сторону камыши и утки, затем был двор – и тупик. Судорожный разворот (вздох облегчения, преследователей нет). Еще несколько маневров, и нас снова дружно блокируют Land Cruiser и Focus. Точка. Наручники и кандалы. И все через 14 минут после поступления сигнала об угоне на диспетчерский пульт!
Повторная неудача задела горе-угонщиков за живое, и по возвращении на «базу», в московский офис BMW, мы засели за теорию, чтобы подыскать «правильные» варианты действий. Итак, что имеем? Координаты автомобиля определяются комплексом при помощи спутников GPSнавигации. Эти данные, а также сервисная информация и тревожные сигналы передаются по каналу GSM-связи. Система BMW настроена таким образом, чтобы защитить от традиционного угона, несанкционированного проникновения в салон автомобиля, увоза машины (в том числе на эвакуаторе), попыток демонтажа, использования преступниками ранее похищенных ключей. Более продвинутый вариант конфигурации ограждает от всех видов насильственного угона, связанных с разбойным нападением.
Особенность этой системы – обмен данными проводится не посредством медлительных SMS, а по непрерывному цифровому каналу (задержка прохождения сигналов не превышает 0,1 секунды). Поэтому при перехвате по команде экипажей преследования оператор может дистанционно заблокировать автомобиль именно в нужной точке и в нужное время, что исключает вероятность нанесения ущерба автомобилю и значительно упрощает задержание.
Знание – сила! «В подземный паркинг надо было забуриться», – сокрушался я. «Нет, лучше загнать машину в хорошо экранированную фуру», – гнул свою «экранную» линию наш фотограф Андрей.
«Не обольщайтесь насчет того, что спрятанную в подземном отстойнике машину невозможно обнаружить, – остудил меня Дмитрий Зотов, региональный управляющий компании «Цезарь Сателлит». – Система засекает координаты места, где исчез сигнал, в данном случае – въезда в гараж, и его быстро прошерстят силы правопорядка. Вообще же половина попыток угонов автомобилей происходит из многоярусных и подземных гаражей, комплекс их эффективно пресекает. Обычно он работает до третьего подземного уровня. Конечно, есть гаражи, где любая радиосвязь пропадает. Если на тот момент что-то срабатывает, система запоминает это событие и при появлении связи передает его на пульт охраны».
А если включить глушилку GSM-сигнала? Конечно, потребуется специальное устройство, а такое стоит недешево и при этом не дает гарантии успешного угона. Тогда нужен и сканер, чтобы понять, u1087 проходит сигнал или нет, но генератор не даст нормально работать сканеру. К тому же создать постоянную помеху (даже на 15 минут) для оборудования BMW довольно сложно, мощность у него большая. И даже если помеха будет (наши инженеры и не на такое способны, а профессиональные угонщики всегда найдут денег на хорошую отмычку), генератор не снимет дополнительных блокировок, в том числе беспроводных. Тревогу система пробъет и в этом случае! И запомнит координаты места, где пропал сигнал, точно так же, как в случае с экранированием.
Что касается специально оборудованной (экранированной) фуры, эта тема популярна у журналистов, но не у угонщиков – слишком много рисков. Для начала надо найти автопоезд, подготовить транспортные документы, оборудовать радиозащиту, не будучи полностью уверенным, что канал связи ее не пробьет. Попытаться миновать милицейские кордоны на выезде из города. К тому же при погрузке автомобиля в фуру на пульт охраны придет сигнал от датчика крена, ну и т.д.
И напоследок о ценах на противоугонную систему BMW. Ее установка вместе со стоимостью оборудования обойдется в 950 евро. Стоимость годового контракта на обслуживание составляет 15 840 или 20 880 руб., во втором случае – с включенной защитой от насильственного угона. Система может быть установлена исключительно у официальных дилеров марки BMW на весь выпускающийся в настоящее время модельный ряд.