Оружие ближнего боя
В России, как нигде, пожалуй, давно и прочно утвердился стереотип: автомобиль является отображением статуса его владельца. Глядя на Mazda МХ-5, выставленную в ростовском автосалоне «Формула-М», я никак не мог сообразить, на какую ступень социальной лестницы поставит меня общественное мнение, увидев за рулем этой машины? Попробуй объясни народу, что этот крепко сбитый малыш с округлыми боками и жизнерадостным выражением «лица» стоит без малого 40 тысяч долларов. Крутые «бедра» колесных арок, почти сферические линии капота и багажника, сверхвыразительные бамперы, хитрый прищур передней оптики... С открытым верхом МХ-5 завораживает той неповторимой красотой, которой могут похвастаться только родстеры. Салон отчасти выполнен в тех же традициях биожанра, но уже со спортивным акцентом. И, видимо, по замыслу дизайнеров, его стилистическая проработка построена на игре противоположностей. Несколько мрачноватая атмосфера, навеянная черным цветом пластика и кожи, – явное противопоставление жизнерадостному внешнему виду. Холодные алюминиевые вставки на изящной трехспицевой баранке и ручках дверей смотрятся стильно и к месту, но тепла интерьеру не добавляют. Как и во всех маздовских моделях, основная деталь интерьера – круг, а точнее, кольцо, которое охватывает рычаг механической 6-ступенчатой КП, опоясывает приборные шкалы и воздушные дефлекторы, половинкой обводя центральную консоль с музыкальным центром. Полированная пластиковая вставка под черное дерево во всю ширину передней панели – как элемент некоего ненужного шика на фоне всей остальной технологической идиллии. На материалах не экономили: приятный по фактуре жесткий пластик, идеальные стыки. И разумеется, хорошо продуманная эргономика: в условиях такого ограниченного пространства сплошное гостеприимство. В доказательство принадлежности к миру высокой цивилизации МХ-5, несмотря на крохотные размеры, выдвигает убедительные аргументы: обогрев кресел, ксенон, ABS, четыре подушки безопасности, а также система курсовой стабилизации и антипробуксовки. Но главная изюминка – это, конечно, крыша, бесшумно исчезающая за рекордные 12 секунд. Посадка в анатомически правильное сиденье (рассчитанное явно не на японское телосложение) не составила труда. Плотная боковая поддержка даже приятна, осталось привыкнуть, что нижний срез ветрового стекла чуть ниже уровня глаз. А перед глазами мертвая зона на добрых четыре метра. Вот они, плоды спортфилософии, в духе которой создана Mazda МХ-5. Конечно, это не болид Формулы-1, но в движении машина демонстрирует такой зажигательный характер и почти образцовые ездовые манеры, которые присущи серьезным и куда более дорогим автомобилям. Двухлитровый двигатель, выдающий 160 л.с., сам по себе совсем не плох, но блекнет рядом с изумительной коробкой передач. Последняя отличается предельно короткими ходами и лабораторной точностью, благодаря чему удается снимать тот максимум мощности, на который способен мотор. А в истинное буйство движок впадает с 3500 до 7000 оборотов, хотя может безропотно тянуть свою лямку и на двух тысячах. Но не менее. Разгон до сотни занимает 8 секунд – неплохой показатель, позволяющий легко укатить от общего потока со светофора. Наслаждаться прописью виражей на грани разумного помогают эталонная развесовка между осями 50:50 и низкий центр тяжести, но для полного удовольствия чуть не хватает остроты руля (от упора до упора 2,7 оборота). Приятно озадачила настройка подвески, которая с учетом «купейной идеологии» должна быть ориентирована прежде всего на управляемость, а соответственно, быть достаточно жесткой. Но маздовские спецы предпочли универсальный вариант, который по плавности хода подошел бы иному породистому седану. На малых и средних скоростях машинка глотает и мелкие, и крупные швы, и даже разбитый асфальт. И – без раскачки. При этом идеально держит траекторию, будь то прямая или поворот с изувеченным рельефом. На скорости за сотню Mazda, кажется, прилипает к дороге своими 17-дюймовыми колесами, вселяя полную уверенность – и не в последнюю очередь благодаря отличным тормозам. Торможение шокирующе быстрое, но к короткому ходу педали придется привыкать (правда, недолго). Как и к тому, что можно спокойно разговаривать, мчась по трассе с открытым верхом – благодаря аэродинамической сеточке, которая выдвигается из-за спинок сидений. Ощущение полной нереальности! Рассуждать о практичности Mazda МХ-5 по меньшей мере нелепо, поскольку в ее 150-литровый багажник уместится лишь пара спортивных сумок. И для семейных поездок на дачу она пригодна не более чем спортбайк. Но МХ-5 дарит такую массу положительных эмоций и хорошего настроения – а это одна из главных составляющих человеческого счастья.