Очарование детства
Этот «Запорожец» мы впервые увидели на ростовском Retro Motor Show. Яркий, сияющий свежеокрашенными боками автомобиль был окружен толпой посетителей выставки. Публика постарше, из числа бывалых «запороводов», откровенно ностальгировала. Молодежь тоже оценила экспонат: «Во деды дают!» И, естественно, не меньшим вниманием, чем сам ретрокар, пользовался его «автор», в буквальном смысле подаривший автомобилю вторую жизнь. Это Анатолий Гумжачев, начальник автоколонны пассажирского автопредприятия из города Гуково Ростовской области. Не удержались от расспросов и мы:
– Анатолий Михайлович, сколько же лет этому малышу?
– Не такой уж и «малыш» – машине 41 год (выпущена в 1966-м), хотя на спидометре было всего 6650 км.
– А где состоялась ваша историческая встреча?
– Ничего оригинального: практически на свалке. Стоял себе грустно под забором... Не двигался уже никак и, наверное, не ездил бы никогда.
– А чем привлек? Мало ли металлолома вокруг!..
– Своей уникальностью – маленький, компактный, как детская игрушка. И еще он один из первых – 965А, после него уже пошли модификации.
– Что пришлось переделывать, где подбирали необходимые детали?
– Здесь все родное. Запчасти находил по дедушкам – есть у нас несколько таких владельцев лет за шестьдесят, это машина их молодости. Машин давно уже нет в живых, а запчасти к ним у хороших хозяев сохранились. Так нашел тормоза, детали на двигатель.
Эта резина, например, 1973 года, но она, что называется, нулёвая. У хозяина был «водоплавающий» ЗАЗ – «Волынь». Резину он про запас купил, положил в подвал, накрыл – сохранилась как новая! Все резиновое, что там есть – в двигателе, вокруг двигателя, – все поменял, потому что резиновые детали задеревенели. А вот железо я не трогал. Разве что крышу пришлось ровнять – машина была перевертышем. Переварили, зашпаклевали, и вот такая штучка получилась.
В салоне обтянул кожей сиденья и потолок. У жены ковролинчик одолжил, полы сделал. Из современных опций только магнитолу поставил, но она такая же древняя, как и ее «носитель».
Занимался всем этим в свободное время с друзьями – оказалось, лучшее времяпрепровождение!
– А эта машина у вас для каких целей – для выездов в свет, для участия в шоу, фестивалях?
– Для души. У меня есть на чем ездить, а эта – просто прокатиться в удовольствие.
– Обычно таким «штучным» автомобилям владельцы дают ласковые имена, прозвища. С чем она у вас ассоциируется?
– С любимой игрушкой! А если спереди смотреть, напоминает щенка ротвейлера: такая круглая, приземистая, крепкая.
– Как она на ходу? Вы ведь на ней в Ростов своим ходом добирались, да еще в такую жару! – 80 км/ч шел. Это, конечно, не та машина, на которой можно путешествовать. Как будто на ведре едешь (смеется). Но – в удовольствие! Кто бы мимо ни проезжал – все улыбаются, по-доброму реагируют. Доехал, посмотрел – ни грамма масла не вытекло.
– Для вас это первый опыт автореанимации?
– Первый и в качестве автора проекта, и в качестве исполнителя.
– А по какому принципу окрас выбирали?
– Подобрал два цвета: темно-вишневый и еще один интересный – «утомленный» называется. Очень гармонично дополняют друг друга.
– А как в семье к вашему новому хобби отнеслись?
– Сначала, конечно, интересовались – куда деньги незапланированно уходят? А теперь наш «малыш» – всеобщий любимец.
– На сколько потянула реставрация?
– Около 30 тысяч рублей.
– Еще какие-то усовершенствования планируете? Или новый проект затеете?
– Вот хочу патефон поставить – есть у меня такой, старинный, с ручкой. Выберемся с друзьями на природу, поставим пластинку «Брызги шампанского»... На этом пока и остановлюсь. Хотя на ростовском ретрошоу увидел кабриолет на основе «Запорожца». Может, и попробую – металлолома вокруг полно...