Больше жизни!

БОЛЬШЕ ЖИЗНИ!

Не секрет, что для многих автомобиль в ряду иной бытовой техники занимает особое место. Его если и не одушевляют, то все-таки числят не просто куском железа. Дают ласковые (и не очень) прозвища, балуют обновками и хорошим маслицем. Да и выбирая машину, руководствуются отнюдь не только прагматическими соображениями.

Чем отвечает машина? Она и в самом деле становится почти живой. Обзаводится электронными "мозгами", способными порой самостоятельно принимать решения. Теперь дошло и до... "тела". В ближайшем будущем обещают наделить "кожу" и "скелет" машины способностью реагировать на внешние воздействия. Автомобиль "оживят" с помощью датчиков колебаний и деформаций и пьезоэлектрических актуаторов, то есть исполнительных устройств.

Задача конструкторов - гасить вредные колебания кузовных панелей и силовых элементов. Необходимость в этом возникла с внедрением все более тонкого металла, который, будучи не менее прочным, чем сталь, применявшаяся несколько десятилетий назад, чрезвычайно легко начинает вибрировать, создавая шум в салоне. Шумопоглощающие покрытия, конечно, исправляют положение, но сводят на нет экономию массы.

Изобретатели из Брауншвейга занимаются так называемым активным демпфированием колебаний, названным ими "адаптроникой". Появившиеся в распоряжении инженеров пьезополимеры позволяют оклеить, например, обширные участки крыши. Как только та начинает вибрировать, датчики улавливают высокочастотные сигналы и с помощью специального контроллера вырабатывают противофазный сигнал, который подается на активную "обивку" потолка. В итоге колебания гасят, а вместе с ними исчезает досаждающий гул. Удивительно, но, как уверяют разработчики, столь сложная система уже скоро сможет конкурировать по эффективности и цене с разного рода пассивными мастиками.

Аналогично собираются изготавливать активные опоры двигателя и агрегатов. Уже испытываются даже оклеенные активными пьезодемпферами... валы приводов колес! Как выяснилось, источниками шумов и вибраций являются также ветровое стекло, зеркала заднего вида, рычаги подвески, трубы каркаса кузова. Изобретателям и здесь удалось применить достижения своей адаптроники - благо, появились уже и прозрачные пьезополимеры.

Но активное гашение колебаний - не единственный вариант "оживления неживого". Краска сможет не только изменять свой цвет по желанию водителя, но и вырабатывать ток для питания бортовых систем, стекла уже умеют менять свою прозрачность... А "эффект лотоса", отталкивающий любую грязь? Наконец, ученые обещают, что лакокрасочное покрытие сможет само залечивать "раны", затягивая царапины. Есть и другие идеи, реализация которых - дело ближайшего будущего. Об этом - в следующих номерах ЗР.

Активная крыша - далеко не единственный элемент кузова, которому предстоит "ожить" в ближайшем будущем. Принцип гашения вибраций прост, а его реализация - область самых высоких технологий.

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

Подпишитесь на «За рулем» в