Рецензия in memoriam
В Вильнюсе 29 октября скоропостижно скончался Люциюс Суславичюс, человек, удивлявший многогранностью своего дарования. Плодовитый автомобильный журналист, хорошо знакомый российскому читателю, глубочайших познаний автоисторик – знаток грузовых, коммерческих автомобилей, военных и гражданских транспортных средств повышенной проходимости, спецтехники, колесной и гусеничной бронетехники… Один из лучших экспертов европейского уровня по вопросам транспорта и военной техники. Печатался с 1970 года в Литве, России, других странах, поддерживал активные международные связи.
Упоминаемый сегодня богато иллюстрированный (около 300 уникальных фото!) и информационно насыщенный труд Automobilis Lietuvoje 1918–1940 («Автомобиль в Литве 1918–1940»), подготовленный совместно с Клаудиюсом Дрискюсом, вряд ли оставил равнодушным любого представителя народа Литвы, да и зарубежного читателя привлек своей фундаментальностью (кстати, есть резюме на английском). Opus Magnum, столь широко охватывающий автомобилизацию Литовской Республик между двумя мировыми войнами, появился впервые. Но Люциюс Суславичюс блистательно проявлял себя и в трудах не столь фундаментальных. До сих пор встречается на книжных развалах во время выставок и салонов автостарины его книжица 1993 года «Этот многоликий автомобиль», выпущенная московским издательством «Транспорт». Она невелика, но содержательна в раскрытии эволюции автомобиля и пользуется популярностью среди знатоков по сей день.
Если говорить о внушительных трудах, таких как энциклопедии издательства «За рулем», то и там немалая доля труда Люциюса Суславичюса. При подготовке к изданию энциклопедии автознаменитостей он участвовал в подборе кандидатур, предложив талантливых изобретателей, неизвестных широкой публике, но внесших значительный вклад в развитие конструкции авто. Сам написал о них, нашел множество ценных иллюстраций. Так-же стоит отметить его весомый вклад в создание энциклопедий грузовых, военных и легковых автомобилей.
Так в какой же редакции работал этот журналист и историк? А был он… полицейским. До ухода на пенсию в 1998 году Люциюс Суславичюс служил комиссаром дорожной полиции Литвы, а до реорганизации милиции в полицию был заместителем начальника Управления ГАИ МВД Литвы в звании полковника милиции.
Родился он в 1948 году в Каунасе и после школы поступил в Каунасский политехнический, который окончил в 1970 году по специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта». Сразу же был направлен в Вильнюс инженером по безопасности движения в ГАИ, где и прошел все ступени службы – от инженерлейтенанта до полковника.
Кстати, как милиционер и полицейский он был тоже хорошо известен на родине – ратуя за повышение безопасности дорожного движения, активно участвовал в общественной жизни, сотрудничал с радио и TV, выступал в прессе по вопросам безопасности движения, консультировал депутатов сейма. Внес значительный вклад в организацию дорожного движения Литвы. А необъятные познания об истории и современности моторизации приобрел благодаря
пытливости ума и глубине интеллекта.
Зарулевцы скорбят вместе со всеми автомобильными журналистами России.