Наутилус
Извечное соперничество французских автопроизводителей Citroen и Peugeot стало причиной появления на свет удивительных моделей. И Peugeot 402 в их числе. Она стала своеобразным ответом на знаменитый переднеприводный Citroen Traction Avant с несущим кузовом, однако при создании 402-го конструкторы Peugeot старались избежать сложных и дорогостоящих технических решений – в пику конкурентам.
Несмотря на классическую схему с расположенным спереди двигателем и задними ведущими колесами, Peugeot 402 оказался передовым во многих отношениях. Хотя он и не являлся оригинальной разработкой – французские дизайнеры откровенно вдохновлялись американским Chrysler Airflow, появившимся на свет всего годом ранее (в 1934-м). Автомобиль получился изящным, утонченным. Кузов стал ниже, без выступающих подножек, его линии более плавными, чем у «американца». И конечно же, особую роль в формировании собственного «лица» автомобиля играли расположенные под фальшрадиаторной решеткой сдвоенные передние фары – компания Peugeot первой воплотила такое дизайнерское решение на серийной модели.
Берегите тепло
Аэродинамика сделала свое дело – машина массой 1195 кг с двигателем мощностью каких-то 55 л.с. разгонялась до вполне приличных 125 км/ч. Барабанные тормоза были оснащены гидравлическим приводом – передовое по тем временам решение. Коробка передач предлагалась в двух вариантах: механическая 3-ступенчатая с синхронизированными второй и третьей передачами (рычаг выведен на переднюю панель), а также 4-ступенчатая с электромагнитным переключением Cotal. Передняя подвеска независимая, на рычагах и пружинах, а балка заднего моста была подвешена на четырех четвертьэллиптических рессорах. С 1938 года на Peugeot 402 начали устанавливать дизельный двигатель, а модификация Peugeot 402B оснащалась мотором с увеличенным до 2142 см3 рабочим объемом и с алюминиевой головкой блока цилиндров – его мощность составляла уже 63 л.с. По желанию заказчика в салоне монтировались радио и отопитель. Последний оказался весьма кстати для немцев зимой 1941-го. Тогда большие партии Peugeot 402 перебрасывались из Франции на Восточный фронт. Первая военная зима выдалась на редкость суровой (до –42оС), ездить на машине без отопителя было очень тяжело, и водители изо всех сил старались сберечь машины с печкой.
Мощная стальная рама позволяла делать различные кузова, причем не только на самом заводе, но и в кузовных ателье. Peugeot 402 выпускался с кузовами седан, купе, родстер и кабриолет, последний мог иметь как мягкий складной тент, так и жесткую крышу, которая убиралась в пространство за задними сиденьями – такая модель получила собственное имя Eclipse. Вначале подобные «кабриолеты» даже оснащались электроприводом складывания крыши, но впоследствии из-за невысокой надежности его сменил простой механический привод.
Теория и практика
Но даже успехи быстро завоевавшей популярность модели не смогли успокоить руководство французской компании, и год спустя после презентации Peugeot 402 появился еще более обтекаемый экземпляр. Сейчас такой автомобиль назвали бы концепт-каром, а тогда, в 1936 году, его именовали просто – «прототип». Отцом Peugeot 402 Andreau стал известный инженер-аэродинамист Жан Андро. Он не был связан финансовыми ограничениями, всецело отдавшись созданию усовершенствованного варианта 402-й модели. Результатом его трудов стали пять экземпляров с необычными кузовами, один из которых представили на Парижской автомобильной выставке в октябре 1936 года.
В описании автомобиля можно было прочесть, что «компания Peugeot впервые проектирует обтекаемый кузов. Для этого легкового был создан профиль кузова с линиями, отвечающими законам аэродинамики, и в то же самое время соответствующий требованиям комфорта для пассажиров».
Аэродинамический Andreau был спроектирован на стандартном шасси модели 402 с рядным 4-цилиндровым двигателем объемом 1991 см3 и коробкой передач с электромагнитным переключением системы Cotal. В проектах был и более мощный двигатель V8, но он так и остался на бумаге. Коэффициент аэродинамического сопротивления у Peugeot 402 Andreau равнялся 0,36 – очень неплохой показатель, до которого многие автопроизводители добрались только в 80-е. Выдающийся хвостовой плавник в задней части кузова дал повод назвать автомобиль словечком Nautilus, вызывающим ассоциации с подводной лодкой капитана Немо. За счет обтекаемого кузова увеличилась скорость, а расход топлива снизился на 30%.
Все шесть экземпляров Жан Андро сделал разными. В основном это касалось остекления – наодном из автомобилей он умудрился поставить даже панорамное ветровое стекло, а стойки кузова от раза к разу делал все тоньше и тоньше.
Но, несмотря на свое совершенство и красоту, Peugeot 402 Andreau так и остался всего лишь яркой страничкой в истории фирмы. Производство самой модели 402 было прекращено в 1942 году.
В послевоенные годы компания Peugeot станет достаточно консервативным автопроизводителем с устоявшимся модельным рядом… И лишившимся проектов, способных провоцировать страсти в ущерб финансовому положению.