Десятый вал
Cамые продаваемые отечественные автомобили, сходящие с конвейеров в Тольятти и Нижнем Новгороде, мы называем одинаково - "десятками". Да и цены на VAZ 2110 и GAZ 3110 сегодня довольно близки. Седаны с 16-клапанными двигателями, производимые двумя предприятиями, стоят соответственно от $6900 и 6650*. Соблазн сравнить, казалось бы, несравнимое, очень велик - и мы не удержались.
ГЛУПЫЙ ВОПРОС
Поинтересуйтесь у обладателя "Волги", почему он купил именно этот автомобиль. В ответ вам, скорее всего, предложат назвать другое транспортное средство такого же размера стоимостью $6650. Можете блеснуть эрудицией, сказав, что еще на $400 дешевле такая же "Волга" с "402-м" карбюраторным мотором под "80-й" бензин. Не исключено, что вашу шутку оценят.
А каков покупатель вазовской "десятки"? Пожалуй, это человек, убежденный в том, что АвтоВАЗ - лучший завод в стране, а модель 21103 - его лучшее и самое быстрое детище. Скорее всего, для большинства обладателей тольяттинской машины важно также, что ее основные технические характеристики сравнимы с иномарками, а цена, опять-таки, ниже. Впрочем, оптимистический взгляд на цену разделяют не все соотечественники. Особенно когда речь заходит о качестве свежих российских машин. В последний месяц и мы думали об этом часто, поскольку знакомство с вазовскими "двенадцатой" и "четырнадцатой" моделями из автосалона (см. ЗР, 2004, № 2) оставило крайне неприятный осадок.
И вот новая встреча. Автомобили стоят на открытой площадке, слегка запорошенные снежком. Кажется, у нас учащается пульс - будто себе покупаем.
"Лада" на этот раз приглянулась ярко-синяя, а вот "Волгу" захотелось золотисто-желтую, как у таксистов.
Снег почистили, дверками похлопали, под капотами полазили - никакой бяки не нашли. Неужели обе машины отлично собраны? Не верится, конечно, но пока все хорошо, будем думать о лучшем. Это, честное слово, приятно.
ЗАСЛУЖЕННАЯ ПОПУЛЯРНОСТЬ
"Волга" пользуется особым уважением людей с большим размером одежды. В первую очередь, благодаря просторному салону. Его превосходство в ширине бросится в глаза любому, стоит пересесть сюда из вазовской "десятки". Правда, дверные проемы маловаты, и о выигрыше по высоте на водительском месте можно будет говорить только после того, как вы переставите кресло в нижнее положение (кто не знает - у "Волги" сиденье регулируется по высоте с помощью гаечного ключа). Эту процедуру придется проделать не только тому, у кого рост под 190 см, но и тому, под кем весы показывают больше 100 кг. Регулировка заметно прибавит места для коленей и, понятно, животика.
С точки зрения вместимости - устарелость конструкции не помеха. Нет раздутых в угоду безопасности порогов и дверей, не опущена для лучшей аэродинамики крыша в задней части. Правда, в противовес можно вспомнить о неудобном расположении запаски, съедающей значительную часть багажника (см. фото), низком ветровом стекле и, как следствие, коротких "дворниках", оставляющих большие неочищенные зоны.
Стоит посетовать на невысокий уровень пассивной безопасности - есть нерегулируемые ремни спереди и вовсе никаких - сзади. Заметим, однако, что авторам крайне редко встречаются серьезные аварии с участием "Волги". Может, именно потому, что машина не располагает к лихачеству?
В активе у нижегородского автомобиля большие сиденья с высокой спинкой и регулировкой поясничного подпора, нормального размера наружные зеркала, в которых видны едущие сзади машины, а не их фрагменты (кстати, зеркала новые, окрашены в цвет кузова). В пассиве - тугие педали, сипящий гидроусилитель и некоторые мелочи: скажем, нет площадки под левую ногу, а на центральный подлокотник можно опереться только при опущенном сиденье.
Оказавшись в автомобиле впервые, вы не так быстро, как требуется, найдете аварийку или сообразите, как включаются "габариты" и ближний свет. А если будет темно, то чтобы разобраться, сначала придется включить плафон. Знаете, как? То-то! Надо крутить реостат, уменьшая яркость подсветки приборов, - в конце концов на потолке засветится плафон. В темноте вылезет еще одна странность - выключатели, расположенные на центральной консоли, не подсвечиваются.
Зато есть противотуманные фары, декоративные колпаки колес, аудиоподготовка. Но почему на "Волге" аккумулятор только 55 А.ч и отсутствует штатный насос? Ох уж эта экономия.
Тольяттинская "десятка" как спереди, так и сзади скромнее "Волги". В ней комфортно человеку высокого роста, но тем, у кого немалый вес, машина покажется тесноватой (во всяком случае, на фоне желтого авто). Признаков современной эргономики здесь больше: регулируемые рулевая колонка и ремни безопасности, автоматизированное управление "печкой", часы. Кресла, однако, меньшего размера, педали миниатюрнее, коробка передач переключается легче. В общем, после "Волги" все словно игрушечное.
Очевидные достоинства на фоне конкурента - лучшая звукоизоляция, более точные органы управления. Недостатки? В очередной раз посетуем, что большие кнопки вокруг комбинации приборов ("габариты" и ближний свет, подогрев заднего стекла) оказываются перекрыты рулем. Пользоваться ими можно или на ощупь, или отклонив голову. И то и другое для современного автомобиля (а VAZ 2110 претендует на это звание) негоже. Однако в скором времени на "десятки" из Тольятти начнут устанавливать другую переднюю панель - на ней все будет похоже на VAZ 2115.
РАЗВЕЯННЫЕ НАДЕЖДЫ
Поковырявшись в машинах подольше, недостатки мы все-таки нашли. У VAZ 21103 не до конца убирался подлокотник в заднем сиденье, барахлила подсветка салона (постоянно отходил провод) и с огромным трудом утапливались в спинку задние подголовники (можно даже сказать - забивались).
У GAZ 3110-121 не работал корректор левой фары, подогрев правой форсунки, брызгающей на ветровое стекло, немного потел угловой штуцер, сбрасывающий масло в поддон двигателя.
Памятуя о наших последних встречах с продукцией родного автопрома, эти проблемы можно считать мелкими.
Даже катаясь на задних сиденьях, можно понять, что на дороге машины ведут себя по-разному. "Лада" более точно повторяет профиль дороги, в ней лучше чувствуешь, когда водитель работает рулем. "Волга" куда вальяжнее, здесь кузов повторяет далеко не все движения подвески. Согласитесь, постоянные вздрагивания пассажирам едва ли понравятся.
С водительского места характер "Волги" не всегда воспринимается так же хорошо, как с задних сидений. Все-таки в легкости управления она уступает своему неожиданному конкуренту. Плохая информативность рулевого управления и грубоватая работа гидроусилителя не дают расслабиться. Кстати, и само рулевое колесо здесь слегка смещено вправо и развернуто к водителю. "Волга" обладает лучшей геометрической проходимостью, но худшей управляемостью. А вот маневренность, несмотря на значительную разницу в габаритах, у машин почти одинакова.
Специалисты ВАЗа, вопреки здравому смыслу и накопленному опыту эксплуатации машин, продолжают требовать только "95-й" бензин. На ГАЗе лучше понимают, для кого работают, поэтому предлагают заправляться более демократичным "92-м".
В РЕЖИМЕ ОЖИДАНИЯ
Оба автомобиля в последнее время менялись. Вазовская "десятка" менее существенно: новые "жабо", задняя полка, опора двигателя, пластиковые контейнеры в багажнике. Более серьезные изменения в конструкции АвтоВАЗ обычно внедряет, переходя на новую модель.
Нижегородцы не могут себе позволить такую роскошь, поэтому шаровые опоры вместо шкворней, задний стабилизатор и коробку передач с усиленными синхронизаторами внедрили на давно выпускаемом автомобиле. На этом фоне новые зеркала и противотуманные фары кажутся полезной мелочью.
Но в самое ближайшее время обе "десятки" должны измениться еще серьезнее. На "Ладу" вот-вот начнут устанавливать новую переднюю панель, двигатели большего рабочего объема (в сервисной книжке уже указаны данные для мотора 1,8 л), а года через полтора грозятся вообще обновить модель (см. ЗР, 2003, № 9).
Ну, а "Волге" предстоит поменять личико (и индекс) уже к моменту выхода этого номера - ждем GAZ 31105/">GAZ 31105. Правда, что будет с ценой на машину, пока не понятно. Жаль, если исчезнет главный козырь "Волги" - большой автомобиль за невысокую цену, или все-таки пронесет?
ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ