Выгодный простой

Выгодный простой

Несмотря на то, что тема простоев уже поднималась (См. «Рейс» Н№ 9 «Непростой простой»), проблема настолько живуча, и существует такое множество вариантов, что перевозчик не всегда в состоянии понять, как ему получить причитающиеся средства и от кого.

Штраф за то, что груза нет

В договорах перевозки этот пункт именуется «простоем транспорта». Казалось бы, все достаточно просто: приезжает машина, ее загружают, отдают оформленные документы; если эта процедура задержана по вине отправителя, то перевозчику выплачивают штраф. Этот пункт усердно прописывается даже в сомнительных по своей юридической силе заявках. Но когда дело доходит до выплаты штрафа, перевозчику предлагают два варианта: 1000 рублей (или же 1500 рублей) за каждый день простоя, а то и вовсе не платят ничего.

Многим знакома ситуация: машину не грузят или загрузили наполовину, и перевозчику просто некуда деваться. Остается только ждать, пока на производстве подготовят достаточное количество груза для данного заказчика. Вариант, что заказчик может оплатить только половину стоимости груза, а вторую половину оплаты «забыть» провести, так что даже отправителю приходится ждать подтверждений оплаты, как-то не вспоминается, когда разъяренный водитель каждые полчаса обрывает телефон диспетчера. Тем не менее, подобное тоже бывает, особенно когда по условиям размещения заказа на производстве идет предоплата, а оставшуюся сумму заказчик оплачивает по факту отпуска товара со склада или по факту готовности.

1000 рублей простоя (или даже 1500 рублей) кажется настолько общепри-нятой суммой, что практически никто не задумывается, но основании чего она взялась. Так вот, эта сумма взялась… ниоткуда. Ее придумали и сделали обычаем делового оборота, и перевозчики подписывают договор, радуясь, если «простой» стоит полторы тысячи рублей.

Если призадуматься, то возникает вполне законный вопрос: почему на международных рейсах стоимость одного дня простоя выше – от 100 до 200 долларов, а то и евро, в зависимости от валюты договора?

(Полный текст статьи читайте в журнале "Рейс" №10, декабрь, 2007 г.)

Подпишитесь на «За рулем» в