Учите китайский!

Учите китайский!

Когда-то слово «китайский» служило синонимом понятия «барахло». Однако оглядитесь вокруг: у вас есть стиральная машина? Не исключено, что она китайская. Холодильник, микроволновка, музыкальный центр? Где-то сзади наверняка притаилась пометка China. Компьютер непременно китайский, что бы ни было написано на корпусе. Бытовая техника, электроника, одежда, посуда, хозяйственные товары и даже в немалой степени еда – многое сделано именно там. Потенциал наших юго-восточных соседей настолько велик, что их массированное наступление на автомобильном фронте было явлением вполне ожидаемым. Ожидания сбылись – они уже здесь.

Прошедшая в Москве выставка «Интеравто2007» поразила даже видавших виды автомобильных журналистов – подавляющее большинство выставочных площадей оказалось оккупировано представителями КНР.

Михаил Азаров, руководитель направлений продаж салона «Еврокар»:

– Китайские автомобили появились на российском рынке сравнительно недавно. Благодаря хорошему соотношению цена/качество они сейчас быстро завоевывают все новых и новых покупателей. В нашем автосалоне китайские производители представлены ZX (китайский концерн, производящий внедорожники и коммерческий транспорт), Geely (официально поставляющий в Россию на данный момент Geely Otaka) и Chery (эта компания является крупнейшим в Китае независимым автопроизводителем).

Гарантия, сервисное обслуживание и запчасти

По динамике продаж «китайцы» – одно из самых перспективных направлений. В первом квартале прошлого года концерн Chery продал 550 машин. В первом квартале этого года – уже 6600 авто, а план продаж Chery в России на следующий год составляет 200 тысяч. Все эти машины в обязательном порядке обеспечиваются сервисным обслуживанием и запасными частями.

Опасения клиентов по поводу того, что каждую запчасть придется ждать по полгода, а потом с трудом разбирать китайские иероглифы, совершенно безосновательны. Я могу успокоить всех желающих купить китайский автомобиль – сервисная сеть по обслуживанию этих машин очень быстро развивается. Проблемы с запчастями действительно были и частично есть, но с каждым днем ситуация все лучше и лучше. В настоящее время в Подмосковье заканчивается реконструкция огромного склада запчастей Chery. Все поставки запчастей от дистрибьютора идут DHL-почтой. При наличии запчасти на складе дистрибьютора доставка занимает максимум неделю.

Китайские автопроизводители предоставляют специализированные гарантийные программы. Например, у концерна Chery общая гарантия на автомобиль составляет два года или 60 тысяч пробега. Существует альтернативный вариант – один год или 100 тысяч пробега. ZX и Geely дают гарантию на два года или 50 тысяч пробега.

Хромая сборка

Основной минус китайских машин – сборка. Об этом говорят буквально все дистрибьюторы.

По заводским дефектам в нашей практике не было ни одного обращения, но вот сборка... Поэтому каждая машина в обязательном порядке проходит серьезную предпродажную подготовку.

Мы делаем диагностику возможных неисправностей, проверяем все узлы и агрегаты, до которых можем дотянуться, устраняем очевидные дефекты сборки, регулируем схождение и развал, за дополнительную плату клиент может заказать антикоррозийную обработку.

Впрочем, проблемы сборки касаются не только китайских машин. У многих брендов сборка является самым главным недостатком. При этом наше российское производство еще не самое худшее в мире...

Кузов

Существует мнение, что кузов китайских машин сделан из очень плохого железа и быстро гниет. Однако они на рынке недавно и о качестве железа говорить пока рано. Сроки, достаточные для того, чтобы делать подобные выводы, еще не прошли. На сегодняшний день я не знаю ни одного владельца китайской машины с гнилым кузовом.

Распространенное мнение, что «китайцы» не очень хорошо проходят тесты безопасности, также субъективно. Например, Chery Amulet вполне официально прошел европейский крэштест с очень приличным результатом, и в настоящее время эти машины поставляются в Европу.

Кроме того, кузов Chery Amulet по геометрии и всем прочим параметрам является полной копией автомобиля SEAT Toledo, ну а SEAT при этом никто не ругает за плохое отношение к безопасности.

Какую выбрать

Нужно прежде всего определиться, на какую сумму вы рассчитываете и насколько далеко вы готовы шагнуть в кредит.

До 300 тысяч.

В этом сегменте не так много приличных автомобилей в нормальной комплектации. Из «китайцев» сюда попадают Chery Sweet и Chery Amulet.

Sweet скорее женский автомобиль. Оптимальный для езды по маршруту дом – детский сад – школа – магазин. Расход топлива – около 5 литров на 100 километров. Есть ГУР, кондиционер, электростеклоподъемники и прочее оборудование. Максимальная комплектация с «автоматом» стоит 255 тысяч рублей.

Amulet уже зарекомендовал себя на российском рынке. В максимальной комплектации этот автомобиль стоит 300 тысяч. Если сравнивать с другими представителями зарубежного автопрома той же ценовой категории, то Amulet, бесспорно, выигрывает. Очень богатая комплектация при доступной цене значительно повышает его конкурентоспособность. Средний расход топлива – 8 литров на 100 километров.

От 300 до 400 тысяч.

В этой ценовой категории среди «китайцев» стоит отметить Geely Otaka и Chery Fora. Chery Fora поступает в продажу в трех комплектациях. Две комплектации с двигателем 1.6 поставляются из Китая и одна комплектация с двигателем 2.0 собирается у нас. Всех остальных конкурентов, находящихся в этой ценовой нише, Chery Fora обходит по оснащенности опциями. Например, KIA Spectra стоит столько же и, имея те же проблемы российской сборки, оснащена гораздо слабее.

Chery Fora – хорошая машина полупредставительского класса. При всем своем богатстве (подушки безопасности, шесть динамиков, ABS, ГУР, дистанционное управление, зеркала с подогревом, задний радар, электронная система распределения тормозных сил, климат-контроль, кожаный салон, четыре электростеклоподъемника и проч.) машина стоит всего 384 тысячи.

Geely Otaka – автомобиль класса С, легкий, экономичный, имеющий большой клиренс, что немаловажно в наших условиях. Машина с очень симпатичным, своеобразным дизайном. Первоначальная стоимость – 305 тысяч. Комплектация достаточно богатая: подушки безопасности, ABS + EBD, ГУР, кондиционер, противотуманки, электростеклоподъемники и т.д.

От 400 тысяч.

Здесь обращает на себя внимание ZX Landmark. Это аналог Mitsubishi Pajero Sport. Оптимальный автомобиль для рыбалки, охоты и отдыха на природе – провезет по любому бездорожью. Цена всего 573 тысячи рублей. Для такого класса это совсем не дорого. Поступает пока только в одной комплектации, но перечисление всех удобств займет немало времени.

Заслуживает упоминания и Chery Tiggo. На наш рынок поставляются машины с передним и полным приводом (задняя ось подключается автоматически при пробуксовке передних колес). Сейчас в России продают три комплектации автомобиля. Начальная цена – 437 тысяч рублей, а полноприводный Tiggo с кожаным салоном и люком обойдется в 525 тысяч рублей.

Николай Лукьянов, коммерческий директор ООО «Автотранс»:

– Продажей китайских автомобилей наша компания занимается уже год. За это время мы убедились, что не все китайские производители ведут себя корректно по отношению к российскому потребителю. По некоторым позициям очень часто не хватает комплектующих, купить их крайне сложно. Сервисное обслуживание нередко оставляет желать лучшего. В то же время сейчас на российском рынке начали появляться действительно качественные машины китайского производства, такие как, например, FAW Vita. У этого автомобиля очень хорошая базовая комплектация: экономичный 16-клапанный двигатель, ABS + EBD, центральный замок, качественная MP3магнитола. Безопасность на самом высоком уровне. FAWVita – единственный автомобиль китайского производства, соответствующий всем европейским стандартам качества. Он поставляется в Европу, а в ближайшем будущем планируются поставки и в США.

Китайский автопром – главный конкурент российского и во многом у него выигрывает. Даже пресловутая Lada Priora не может похвастаться таким количеством опций и качеством отделки салона, как та же FAWVita. Думаю, что современный надежный автомобиль для малобюджетной семьи – это китайский автомобиль. Все дело в том, что мышление разработчиков отечественных автомобилей за последние годы существенно не изменилось. В целом русские машины не так уж плохи, в первую очередь по эксплуатационным возможностям. Не каждый китайский или даже европейский автомобиль выдерживает особенности эксплуатации в России: печально знаменитые на весь мир дороги, суровый климат. Но отечественные автомобили несовременны – в том смысле, что не ориентированы на предпочтения конкретного автолюбителя. Поэтому народ выбирает иномарки, пусть даже китайские. Думаю, что со временем большая часть российских автолюбителей пересядет именно на китайские машины.

Сергей Ушанев, старший инженер отдела гарантии ЗАО «Дайнава-Центр»:

– Знакомство с продукцией китайского автопрома для нас началось с бренда Great Wall в конце 2004 года. Особым спросом у воронежских автолюбителей в то время пользовался пикап Great Wall Deer G3. 2006 год прошел под знаком внедорожника SUV. В 2007 году самым модным внедорожником от Great Wall стал Hover.

Как официальный дилер Great Wall, мы занимаемся не только продажей, но и гарантийным обслуживанием. У нас есть все необходимое оборудование для сервиса, база запасных частей. Система поставок запасных частей сейчас развита очень хорошо, со склада в Москве они приходят в течение трех–пяти дней. Применяемые на автомобилях Great Wall комплектующие аналогичныяпонским – например, у SUV двигатель и ходовая часть от Toyota, у Hover – от Nissan.

Поскольку мы специализируемся на китайских внедорожниках, основные наши клиенты – охотники, рыбаки, любители активного отдыха, сельские жители. Китайские внедорожники выигрывают у отечественных автомобилей по многим показателям: цены примерно одинаковые, но у «китайцев» гораздо больше опций. Конечно, Great Wall по имиджу, известности сильно отстает от Nissan и Toyota, но ведь и стоят китайские автомобили в 2–2,5 раза дешевле японских. А вот для отечественного автопрома Китай очень серьезный конкурент. За последние два года произошло существенное снижение доли отечественных автомобилей в общем объеме продаж. В современных условиях автомобильные фирмы строят салоны специально для торговли автомобилями иностранного производства, в том числе китайскими, пусть даже не самых известных российскому автомобилисту брендов.

Здесь важно заветное слово – «иномарка». Взять хотя бы Chery Amulet. Объективно эта машина ничем не лучше вазовской «десятки», тем не менее очень хорошо продается и в Москве, и в Воронеже.

Подпишитесь на «За рулем» в