Путевые записки Туриста
Одни рождаются, чтобы стать путешественниками, другие бросаются в приключения, чтобы оторваться. Байкеры же, как птицы, летят на своих мотоциклах туда, куда хотят. В прошлом номере о своих дорожных впечатлениях рассказывал Сергей Борисов (Турист), президент архангельского областного клуба Fortress MC. Итак, продолжение следует. Август, дорога Новодвинск – Тамань, байк-фестиваль…
– В воскресенье 12-го поехали в Анапу. На следующий день, попрощавшись со своими, собиравшимися в Архангельск, двинул дальше. За день проехал почти все побережье, искупался в Джубге, Туапсе, Сочи. И тут полетела бобышка на тросе сцепления. Отзывчивые ребята на автосервисе выдали мне гайку, «болгарку», молоток и наковальню. Полтора часа работы, фотосессия на мобильник – и в Адлер. Добрался к полуночи.
На следующий день авария. Отсутствие регистрации и страховки склонило чашу весов в пользу сержанта ГИБДД на новенькой Lacetti. Но через два часа сошлись на сумме 5000 рублей, с которой в нарушение всех правил логики и разбора ДТП я и попрощался.
Два дня ремонта в Адлере – сварка алюминиевой крышки от двигателя, выравнивание маховика, катушки и магнита молотком и отверткой, установка крышки на прежнее место, сварка подножки с рычагом заднего тормоза, поиски по городу подходящего масла взамен вылившегося на асфальт.
Еще два часа в Сочи ушло на сборку ветрового стекла и части обтекателя, герметизацию крышки двигателя, покупку и замену масла – и в путь! Опасения, что зарядка при абсолютно неидентичном зазоре между частично разбитым в крошку магнитом и катушкой не пойдет, подтвердились. Если не жечь свет в фаре постоянно, а включать только при обгоне и встречных колоннах, – ее хватает и для езды, и на стартер. Ура, в дорогу!..
Но тут стемнело. В Чемитоквадже искупался в море в последний раз и, счастливый, впервые за последние три дня уснул.
С утра на посту в Магри дотошный гаишник (южным байкерам известен беспредел на этом посту) начал считать нарушения, но, не найдя в них предлога для задержания байка (там это любят) и неожиданно проникнувшись идеей путешествий на мотоцикле, ограничился квитанцией на 500 рублей за отсутствие страховки.
В Туапсе оформил страховку на 14 дней за 273 рубля и двинул в Адыгею. Знал бы, что такое Шаумянский перевал, наверное, все-таки сделал бы большой круг. Четыре километра в гору по камням разной степени остроты, размеров и удаленности друг от друга, присыпанным слоем укатанной глины, песка или песчаной пыли, – на «спорте» это нечто! Моц местами и на второй передаче не тянет. Наконец-то асфальт! Вторая, третья, скорость 110 км/ч – и асфальт неожиданно заканчивается. Оказалось, это лишь вершина перевала, еще 3,8 км вниз. Тормозишь двигателем, передним тормозом, в левом повороте – ножным и левой пяткой, в правом – правой ногой. Ехавший сзади джипер понял трудности. Вместо того чтобы просто обогнать меня, обдав очередной порцией пыли, выехал на середину дороги и, держась в 20 метрах позади, сдерживал любителей горных ралли. Выбравшись на асфальт, я доступными жестами поблагодарил водителя – бывают же такие! Бибикнув в ответ, тот умчался дальше. А я не торопясь доехал до Майкопа.
Сел отдохнуть и два часа прождал хотя бы одного байкера. Не дождался. Лишь один подвыпивший «явист» просветил, что клуб в городе есть, но клубного помещения нет. Эх, поедем в Армавир! История почти повторилась, с той лишь разницей, что там не встретил вообще никого. Попив кваску, рванул в Ставрополь.
Кстати, во время ливня увидел нечто странное: БТР на дороге. Вспомнил, что две недели жил без телевизора и не знаю, что в стране творится – может, военное положение ввели или боевые действия идут? Потом узнал, что в округе много воинских частей и БТРы часто гоняют из одной в другую. А дворников на них нет, вот и стоял, дождь пережидал. И еще. Перед постом у кафе под навесом три автомобиля, багажники почти на улице и накрыты покрывалами. Зачем? Оказалось, чтобы градом краску не отбило. То-то он мне руку правую отбил за 6 километров...
За постом ГИБДД большой, радующий глаз плакат – «Ставропольский край». Не доехал до Ставрополя 25 км: стемнело. Направляюсь в лесополосу: палатка, коврик, спальник, сон... С утра, не заезжая в город, сразу же двинул в Калмыкию.
В Элисте удалось пофотографировать памятники, посмотреть самый большой в Европе хурул (калмыцкий храм). Уже на выезде остановился у очередной достопримечательности и попал в плотное кольцоместных мужчин с характерным разрезом глаз. Оказалось, калмыки добрый, спокойный, но страшно любопытный народ. Объектом их интереса стал Suzuki RF400, владелец которого очень хотел знать, как, когда и на что менять масло. Тогда я напомнил ему о необходимости вместе с маслом менять и фильтр, и калмык, узнав, где он, зачем он, как и на что этот фильтр менять, был бесконечно благодарен и счастлив нашей встрече.
А я взял курс на Волгоград. Калмыцкие степи порядком надоели, зато какие у них прямые – «поливай» сколько хочешь! До поста ГИБДД на выезде из республики. А там разговор с инспектором: «Стой». – «Стою». – «Сколько едет?» – «184 км/ч». – «Какой год?» – «1991-й». – «За сколько купил?» – «В 2003-м в Питере за 45 тысяч». – «Можно посидеть?» – «Посиди». – «Можно завести с кнопочки?» – «Заведи». – «Можно прокатиться?» – «Нельзя!» После этого инспектор поинтересовался, почему еду без шлема. В ответ я посоветовал ему надеть противогаз минут на пять-шесть. Спрашивает: «Зачем?» Отвечаю: «Чтобы понял, как плавятся мозги в шлеме». Отпустили с миром. Кстати, в Калмыкии нет налога на дороги: 500 рублей госпошлиныпри постановке на учет – и катайся сколько хочешь.
В Волгограде и его спутнике Волжском провел два дня и три ночи.
Волгоград – огромный город; по словам местных, 110 км в длину и всего 18 км в ширину. Самый популярный байк у местных – Kawasaki ZZR 400, причем еще первого поколения. Объясняется просто: это самая доступная иномарка по соотношению цены и качества. Вот и я на таком же и того же мнения. На одометре за поездку набежало уже 5300 км. На второй день познакомился с парнями, изготавливающими обвесы на машины. Припаяли обратно кусок пластика с поворотником. В Волжском популярны Jawa: вечерами гоняют стайками в компании с «табуретками». Последняя в регистрации не нуждается, но «номера» есть у многих: «ФБР», «Пропускать везде»…
На посту на выезде из города впервые оштрафовали за отсутствие регистрации. Я в отместку сфоткал между двумя постами милиции шлюзы и фасад Волжской ГЭС и поехал в Тамбов. По дороге два раза искупался и еще два часа приклеивал на место крепежи фары к обтекателю (ну и дороги почти как у нас), потом два часа объяснялся с инспекторами на постах ГИБДД. В итоге ночь застала в 60 км от города. Палатка, коврик, спальник и дрема под стрекот сверчков. И тут завыли самые что ни на есть тамбовские волки. Мама дорогая! Сорок минут лежал, прислушиваясь, в кромешной тьме, пока не ушли куда-то, и провалился в сон.
Проснулся, как ни странно, отдохнувшим. Заехал в Тамбов, оценил прелесть бугров, трещин и ям городских дорог и направился в Рязань, а оттуда в Гусь-Хрустальный Владимирской области к тамошним «Волкам». Там почувствовал себя как дома. Впечатлений гора.
На территории клуба есть карповник, ресторан, гостиница, живность, большой гараж и даже символ клуба – живой волк. Вечер и часть ночи провели в беседах и за бильярдом. Утром заехал во Владимир, днем – в гости к ивановским «Идолам», а к вечеру прибыл в Ярославль. На следующий день махнул под Рыбинск на байкуик-энд. На входе заплатил 200 рублей как не прошедший предварительную аккредитацию. Встретил товарищей из Северодвинска, Череповца, Вологды, Иванова, Ярославля. Да только невесело как-то. Программы никакой, дискотека с хитами 80–90-х годов, слегка разбавленная роком от московского диджея. Узнав на следующий день о том, что в планах на субботу значится нечто подобное, собрался обратно в Ярик: очень уж хотелось спросить, что это за байк-уикэнд и за что взимается плата 200 рублей – за установку палатки и возможность поспать в ней? И не в 200 рублях дело, а в том, что у нас в клубе принято далеких гостей со всей душой встречать, а не плату брать. Уж простите, парни, да только горькую правду всегда считал лучше сладкой лести!
В воскресенье 26 августа поехал домой. До Грязовца долетел легко, а под Вологдой кончились задние колодки. Точнее, кончились они после горных серпантинов Черноморского побережья, а тут уж железная основа сломалась и диск тормозной. До дома 760 км, а-а, была не была! Заехал к «Ветрам» в клуб, снял суппорт совсем – и домой. В Вельске переночевал, а утром пошел дождь. Пилил под ним 80 км, вымочил ноги, грудь и руки до плеч. Встретил ребят-дальнобойщиков. Моц в фуру, и 430 км в кабине Volvo. В 8 км от дома парни из клуба встретили, сняли байк, и через десять минут я был уже в объятиях любимой.
За 24 дня намотал 7605 км. Шесть штрафов и море впечатлений. Много новых друзей. Потрачено на бензин, масла, еду, пиво и многое другое 14 тысяч рублей.
Итог: парни, можнои нужно пускаться в такие авантюры, собрав лишь спальник да палатку, трусы да носки, ну и так еще чуть-чуть чего-нибудь. До новых встреч, и приезжайте к нам в Архангельск! Клуб всегда встретит любого путешественника, обогреет, приютит, развлечет, поможет с ремонтом и отправит в добрый путь. Потому что нельзя иначе!