Пешеходов надо любить...

ПЕШЕХОДОВ НАДО ЛЮБИТЬ...

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

РЕЙД ЗР

ПЕШЕХОДОВ НАДО ЛЮБИТЬ...

МАКСИМ ПРИХОДЬКО, АНДРЕЙ БОЙКО. ФОТО: АНДРЕЙ БОЙКО

Эти знакомые каждому слова И. Ильфа и Е. Петрова звучат сегодня как никогда призывно. Ежедневное противостояние между водителями и пешеходами уже напоминает войну. Приходится признать: пока перевес на стороне автомобилистов. Для них - автомобили, дороги, паркинги, развязки. На долю пешеходов - практически ничего, им порой и пройти-то негде: в крупных городах большинство тротуаров превращается в парковку. И как итог всего - аварии, жертвы, без чего не обходятся дорожные войны. Это отражает и официальная статистика, но об этом позже.

11 МИНУТ

Одна из центральных магистралей Москвы - Садовое кольцо. Наземный переход у площади Восстания, три часа дня. Зеленый сигнал светофора для машин горит... около 11 минут. Понятное дело - надо пропустить поток автотранспорта, чтобы не возникли пробки. Но людям-то что делать? За это время по обеим сторонам дороги скапливаются недовольные. Нервное напряжение нарастает с каждой минутой топтания на месте. И вот один, завидев "окно" между машинами, не дождавшись "зеленого", сломя голову бросается на тот берег. Его примеру тут же следуют остальные, водители поневоле притормаживают, возникает опасная неразбериха. Метрах в ста от происходящего, отсвечивая серебристыми буквами ДПС на комбинезоне, почти как памятник, стоит страж порядка. Перебежали? Ну и слава богу.

Даже когда загорается "зеленый" для пешеходов, он горит... одну минуту десять секунд. Попробуй успеть! Примеров подобного "равноправия" для "механизированных" и "пеших" в Москве предостаточно. Мы, автомобилисты, злимся на пешеходов, которые чуть ли не под колеса кидаются, но если подумать - какие могут быть вообще претензии к людям, которых заставляют торчать у одного только перехода 11 минут?

Что же до нерегулируемых пешеходных переходов, то в крупных городах судьба "неавтомобилизированных" граждан еще горше - они, как зайцы, вынуждены скакать между мчащихся машин. Автомобиль, который остановится, чтобы пропустить пешеходов, в Москве можно увидеть не чаще летающей тарелки.

Да, трудно выжить пешеходу в современном российском городе...

ВЫСОКО СИЖУ, ДАЛЕКО ГЛЯЖУ...

Гаишники констатируют: сейчас в стране - опасный бум дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на пешеходов. Ужас что творится, например, в Подмосковье! ДТП с участием пешеходов составляют сейчас 53% от общего количества, причем 70% наездов приходится на темное время суток - с 18 до 22 часов. И в Москве это самый "популярный" вид аварий - 62,8%. Рост числа ДТП по вине водителей в прошлом году случился огромный - аж на 12,4%! Главная тому причина, считают в ГИБДД, стиль вождения столичных водителей. Его называют хамским, хулиганским и т. п. Из данных отделов административной практики видно, что неуважение к пешеходу, нежелание считаться с ним, полное пренебрежение Правилами дорожного движения, а также завышенная самооценка в основном и порождают массу таких аварий. О том, что ездить нужно совсем иначе, многие и не подозревают. Те же группы разбора констатируют, что пешеход на переходе, идущий на свой разрешающий сигнал, водителями воспринимается как досадная помеха или, что еще хуже, как препятствие, которое желательно... устранить.

Пешеходы в долгу не остаются. Статистика в 2002 году безжалостными цифрами зафиксировала 52 126 ДТП по их вине. Погибло 8414 человек, ранено более 46 тысяч. Полных данных по году 2003-му пока нет, но уже известно, что число ДТП по вине пешеходов выросло еще на 4,8% - почти до 55 тыс. А скольких из них наказали за то, что они создали где-то аварийную ситуацию? Статистики такой нет, но вряд ли много. Что возьмешь с пешехода, кто похвалит? Вот за одну "ударную" ночь в столице стражи порядка "отловили" около трех сотен нетрезвых водителей - это другое дело. Да, они создают повышенную опасность на дорогах, угрозу жизни и наказывать их надо беспощадно. А что, пьяные пешеходы менее опасны и имеют право безнаказанно валиться под колеса?

Проблема безопасности движения пешеходов - одна из самых острых, соглашаются в Главном управлении ГИБДД МВД России. Здесь наиболее уязвима возрастная группа "дети и старики". Подразделения ГАИ по всей стране проводят операции под девизом "Внимание - пешеход". Эффект от них - минимален: отловят десяток-другой нарушителей "с обеих сторон", накажут рубликом, отчитаются - и до следующей акции.

В том, что развязалась эта война, конечно, виноваты мы все. И водители, в упор не видящие пешеходов на "зебре", и пешеходы, которым плевать на Правила, и образовательные учреждения, изгнавшие ПДД как предмет из школ и училищ. А если идти дальше, то и законодатели, которые никак не внесут поправки в ПДД и КоАП, и сотрудники ГАИ, которые на все это смотрят сквозь пальцы... Виноваты все - значит и делать надо что-то сообща. Вопрос: что именно?

Между тем ответ, как обычно, можно поискать за пределами родного отечества, чему сотни тысяч из нас, выезжавших за рубеж, были свидетелями. В благополучной Европе пешеход - царь и бог. Человек, ступивший на проезжую часть, имеет приоритет. Даже вне "зебры". И рукой вам помашут - мол, проходите, чего там, мы подождем. А тех, кто нарушает - строго накажут. Далеко ходить не надо. На Украине или в Эстонии, например, водителя, не пропустившего пешехода на переходе, тут же сурово оштрафуют (примерно на 50 долларов). Уважать друг друга получилось не сразу, зато сейчас переходить улицу в том же Киеве можно попробовать даже на "красный". Автомобилисты его пропустят, но если поблизости окажется гаишник - тут же оштрафует. На те же 50 долл. в местном эквиваленте. Он ведь правила нарушил!

Похоже, и у нас разум все-таки начинает преобладать в подходе к уличному движению, хотя не у всех и не в час пик. В крупных городах после долгого перерыва появились светофоры, которыми могут управлять пешеходы: нажал на кнопку - загорелся "зеленый". Устанавливают такие по просьбе трудящихся; правда, чтобы доказать его необходимость, на этом месте в течение года должно произойти как минимум три (!) ДТП... Что-то вроде памятника погибшему пешеходу. Но куда более весомо другое: проблемой БД озаботились верха. Вице-премьер правительства России Владимир Яковлев, отвечающий за транспорт, безопасность дорожного движения, денно и нощно призывает ужесточить штрафные санкции по примеру западных стран. Только на сколько их надо увеличить и когда это произойдет - неизвестно. Самое главное - наказание должно быть неотвратимым. И не только тогда, когда пешеход погиб...

Впрочем, в Москве стали чаще встречаться настоящие рыцари дорог. Недавно на пешеходном переходе одного из нас пропустил шикарный черный джип. И рукой тот, что за рулем, махнул приветливо, а я ему. Хороший мужик, думал я, провожая взглядом "Ленд-Крузер" с красными дипломатическими номерами.

МАКСИМ ПРИХОДЬКО, АНДРЕЙ БОЙКО. ФОТО: АНДРЕЙ БОЙКО

Негде припарковаться? Оставь авто дома!

Нажал, перешел. Цивилизация...

Светофор с ручным управлением, все равно переходим на "красный".

На "красный" нельзя. Так все равно никто и не едет.

Добежит?

СПАСИ И СОХРАНИ!

Священники нескольких православных питерских храмов в своих проповедях напоминают о том, что пешеходы должны быть внимательны на дороге. Митрополия сделала это по просьбе ГИБДД: в церковь ходят многие пожилые люди, а именно они попадают под машины чаще всего.

В 2002 году на дорогах России погибло 8414 пешеходов. Не пора ли власть употребить, чтобы остановить войну?

Подпишитесь на «За рулем» в