Реакция на реагенты
Чтобы выяснить, насколько правдивы эти заверения, мы обратились к доценту кафедры строительства и эксплуатации дорог МАДИ (ГТУ) Ольге Воейко:
– Некоторое время назад нами были проведены исследования по воздействию реагентов на асфальтобетон. Достаточно долго считалось, что от агрессивного влияния извне он надежно защищен благодаря органическому вяжущему битуму. Первыми тревогу забили дорожники и гаишники. Они обратили внимание на то, что покрытия, обработанные реагентами, в отличие от необработанных, при прочих равных условиях разрушаются существенно быстрее. К этому моменту в Москве запретили рассыпать пескосоляную смесь, ее заменили чистой солью и жидкими реагентами. Появились и ранее не использовавшиеся у нас противогололедные средства, одним из которых стал НКММ (нитраты кальция и магния плюс мочевина).
ГЗР: Вы исследовали только эти реагенты?
О.В.: Поначалу да. Но затем, по мере распространения новых, решили классифицировать их в зависимости от химического состава, механизма и степени воздействия на покрытие. Таким образом у нас получилось шесть групп.
К первой мы отнесли самые агрессивные по отношению к асфальтобетону средства, содержащие нитраты. Как выяснилось, они вымывают легкорастворимые соединения из битума и снижают его сцепление с каменным материалом. В результате на битумной пленке появляются трещины, сквозь которые просачивается вода, и, отслаиваясь от каменного материала, пленка перестае т его защищать. Далее при отрицательных температурах попавшая в пористый щебень влага замерзает, расширяется в объеме и буквально разрывает его изнутри. Как следствие на покрытии появляются многочисленные выбоины, имеющие тенденцию к разрастанию и создающие проблемы для безопасности движения и работы коммунальных служб.
Вторую группу по нашей классификации составляют реагенты на основе хлоридов и сульфатов, также негативно влияющих на асфальтобетон. Эти вещества изменяют свойства вяжущего несколько иначе – они повышают его жесткость и делают менее эластичным, что способствует появлению трещин на пленке. Затем процесс разрушения асфальтобетона происходит, как и в первом случае, естественно, с тем же конечным результатом.
Третья группа – реагенты с содержанием мочевины, этиленгликоля и родственных им соединений. Их воздействие, с одной стороны, несколько менее агрессивно, с другой стороны, они способны проникать на очень большую глубину, затрагивая не только верхние слои покрытия.
К четвертой группе относится уже упоминавшийся НКММ, включающий нитраты кальция, магния и мочевину. Действие этих веществ на покрытие мягче, хотя, по результатам наших исследований, основные характеристики компонентов асфальтобетона при его использовании все-таки снижаются.
Пятая группа – еще более щадящие реагенты, содержащие сульфаты и нитраты. Впрочем, нельзя сказать, чтобы они совсем не влияли на прочность асфальтобетона. Последняя уменьшается за счет разуплотнения его структуры и ослабления контакта между частицами.
А вот шестая группа антигололедных средств, которые производятся на основе ацетатов, фосфатов и формиатов, действительно безопасна для покрытий. Во всяком случае, ни механизма их воздействия на дорожный материал, ни, соответственно, его результатов мы не выявили. Более того, фосфор, являясь ингибитором коррозии металла, замедляет процесс разрушения кузова машин. Хуже всего для металлических частей транспортных средств, конечно же, хлорид натрия и кальция, в меньшей степени магния. Первые два соединения, кроме прочего, повинны и в ускоренном стирании резины.
ГЗР: Насколько часто применяют в Москве реагенты из безопасной шестой группы?
О.В.: Практически не применяют. Эти средства дороги, поэтому используют их очень ограниченно – на экспериментальных участках или особо ответственных объектах. В основном в ходу ХММ (хлористый магний модифицированный), ХКМ (хлористый кальций модифицированный), ХКК (хлористый кальций кальцинированный), ХКНМ (хлористый кальций-натрий модифицированный). То есть более дешевые реагенты, где в том или ином виде присутствует хлор, пагубно сказывающийся не только на покрытии, но и на кузовах автомобилей. Есть и еще одна проблема. Дело в том, что свойства закупаемых коммунальщиками противогололедных средств далеко не всегда соответствуют их паспорту. Скажем, указано: реагент действует при температуре до –30°С. А на деле он не работает уже при –15°С. Так вот, чтобы застраховаться от сюрпризов, все коммунальные службы имеют изрядный запас обычной соли и поневоле вынуждены ее использовать, хотя этот реагент в Москве запрещен.
ГЗР: А как справляются с гололедом в других странах, например в Финляндии, где климатические условия схожи с российскими?
О.В.: Насколько я знаю, там сегодня отказались от химических реагентов, отчасти это сделали и в Швеции. Для устранения снежных накатов и льда с дорожных покрытий скандинавы используют разогретый шлак или мелкий щебень, которые растапливают наледь и сразу после этого вместе с образовавшейся водой убираются с дороги при помощи специальных механизмов. Результат получается очень хороший: и покрытие сухое, и из-под колес ничего не летит. Эта технология имеет только один минус – она достаточно дорогая.
ГЗР: Есть данные, что некоторые реагенты делают дороги более скользкими. Как это может сказываться на безопасности движения, понятно…
О.В.: Негативное влияние ряда антигололедных средств на сцепные свойства покрытия действительно подтверждено исследованием, которое несколько лет назад проводила группа профессора МАДИ Ю.В. Кузнецова. В результате распределения реагентов на проезжей части образуется водяная пленка, превращающая дорогу в подобие катка. Однако, на мой взгляд, здесь дело не столько в каких-то индивидуальных свойствах реагентов, сколько в пресловутом человеческом факторе. Борьба с зимней скользкостью ведь не ограничивается нанесением антигололедного средства, единственной задачей которого является понижение температуры замерзания воды и предотвращение обледенения дороги и тротуаров. Но образовавшуюся снежную кашу надо удалить, чтобы не скользил ваш автомобиль. Этим должны заниматься люди: распределив средство на покрытии, выждать, пока оно подействует, минут 20–30, и затем просто убрать растопленные лед и снег вместе с реагентом. Только после этого асфальт станет чистым и безопасным для движения. Именно такой комплекс мер должен быть в идеале. К сожалению, на практике все иначе.