Культурный городок
Расположен Autostadt в немецком городе Вольфсбурге, рядом с заводом Volkswagen. Создавался «городок» примерно с теми же целями, что и любой ДК в памятную эпоху развитого социализма – образовывать, развлекать, обогащать, развивать и воспитывать. С той лишь разницей, что в Autostadt воспитывают не «полноценных членов справедливого общества», а будущих покупателей продукции Volkswagen. Причем делают это за их же счет – капитализм все-таки. Берут, впрочем, недорого – взрослый входной билет стоит 15 евро, детский – 6 евро.
Просвещайся не спеша
В Autostadt нужно приезжать на целый день, а лучше на уик-энд (переночевать можно тут же в отеле Ritz-Carlton), потому что быстро осмотреть огромный комплекс со всеми его павильонами, экскурсиями и развлекательными программами невозможно физически. Помните, как раньше советские граждане приезжали на ВДНХ? С утра пораньше, чтобы и павильон животноводства разглядеть во всех подробностях, и на каруселях покататься, и сосиску с хлебом на берегу пруда съесть. Примерно так же отдыхают немецкие граждане в Autostadt – гуляют по территории, наслаждаясь ландшафтным дизайном и современной архитектурой, чревоугодничают в местных ресторанах и в перерывах между первым и вторым приобщаются к науке, искусству и достижениям концерна Volkswagen. Сходство с ВДНХ усиливают трамвайчики у главного входа. Наши были построены на базе микроавтобусов РАФ, а немецкие созданы на шасси Volkswagen T4. Трамвайчики возят отдыхающих на экскурсии по заводу, чтобы они собственными глазами увидели, в каких стерильных условиях и какими замечательными людьми собираются «народные автомобили».
Это не то, что вы думаете
На территории комплекса Autostadt каждому автомобильному подразделению концерна Volkswagen отведен собственный павильон. Таким образом, марочных строений набирается семь штук: Audi, Bentley, Lamborghini, SEAT, Skoda, Volkswagen и Volkswagen Nutzfahrzeuge (коммерческие автомобили). Внутри, вопреки ожиданиям многих посетителей, не текущая продукция подразделений во всем ее многообразии и даже не музей каждой конкретной марки. Автомобилей в этих павильонах вообще мало, они там как бы вторичны и служат всего-навсего сырьем для разного рода занимательных инсталляций и развлекательных аттракционов.
С архитектурной точки зрения самый оригинальный павильон у Bentley: он представляет собой уходящую в подземелье шахту. Отдыхающие спускаются вниз по спиральной лестнице, вьющейся вокруг гигантского вращающегося коленвала. Внизу в полумраке – парочка дорожных автомобилей Bentley, гоночный прототип EXP Speed 8 и уголок британского фетишиста со всякими аксессуарами и артефактами, украшенными логотипом Bentley.
Павильон Skoda – это витиеватый лабиринт с перетекающими друг в друга залами: в одном разместились скульптурные исторические сценки из жизни бывшей Республики Чехословакии, в другом – искусственное дерево из стекла и стали, в третьем – какие-то светящиеся фарфоровые коконы, в которых гнездятся современные автомобили Skoda. В таком же духе выполнен и павильон Audi: его экспозиция – это интерпретация марки в современном искусстве. Дизайн, комфорт, роскошь и спортивные достижения автомобилей Audi олицетворяют душещипательные сценки с участием манекенов, чьи головы для пущей художественной убедительности заменены портретами.
Марка Volkswagen воплощена в стеклянном здании с формой куба, внутрь которого вписан гигантский шар стального цвета. Внутри шара сферический кинотеатр, напоминающий планетарий, только вместо звезд зрителям здесь показывают авангардное кино. С акцентом на видеоряд спроектирован и павильон марки SEAT, а павильон Lamborghini воздействует на посетителей громкими звуками, лазерным шоу и дымовой завесой, за которой то появляется, то исчезает прилепленный к стене суперкар Murcielago.
Маленьким детям больше всего нравится павильон коммерческих автомобилей Volkswagen, потому что он интерактивный. Здесь можно поиграть в машинки, как в настоящие, так и в игрушечные, поработать крановщиком и регулировщиком. Тут же, кстати, под стеклянным колпаком хранится ценнейшая реликвия – блокнот с эскизом первого VW Transporter, рассказ о юбилее которого мы публиковали в 41-м выпуске ГЗР.
Сувенирная история
В отдельном павильоне с говорящим названием ZeitHaus, что в вольном переводе с немецкого означает «исторический музей», собрана небольшая коллекция олд- и янгтаймеров. Большинство из них производства концерна Volkswagen, но есть и чужеродные экспонаты, вроде моделей Porsche. Впрочем, ввиду возможного слияния Volkswagen и Porsche слово «чужеродные» в отношении штутгартских машин может скоро стать неактуальным.
Посетители проводят в ZeitHaus много времени. Но задерживаются в нем отнюдь не из любви к истории: на первом этаже этого павильона находится большой сувенирный магазин с гигантским ассортиментом масштабных моделей автомобилей, фирменных футболок, сумок, кружек, брелоков и прочей «жизненно необходимой» продукции. Цены кусаются, но подавляющее большинство гостей не в состоянии отказаться от покупки.
Когда клиент готов
Тем, кому уже не надо доказывать и объяснять многочисленные достоинства автомобилей марки Volkswagen, – прямая дорога в KundenCenter, сиречь в павильон покупателя. Здесь можно ознакомиться с текущей производственной линейкой легковых автомобилей с эмблемой VW и тут же оформить заказ либо приобрести одну из готовых машин, хранящихся неподалеку в стеклянных башнях-близнецах.
Если у вас уже есть автомобиль Volkswagen, то в Autostadt вас научат, как правильно его водить: на выбор предлагаются курсы без опасной езды, экономичной езды и езды по бездорожью. Образовательные услуги этим не ограничиваются: в Autostadt действует обширная программа подготовки начинающих специалистов в самых разных областях автомобильной промышленности. Наибольшей популярностью, конечно же, пользуется программа подготовки дизайнеров, в рамках которой любого желающего научат рисовать красочные эскизы автомобилей. Самых способных учеников всячески ангажируют к дальнейшему углубленному обучению с последующей стажировкой в подразделениях концерна Volkswagen. Куют кадры, одним словом.