Открытый полет
Полувековой юбилей – это большое событие. Мы стараемся следить за календарем, но неизбежно упускаем важные даты. А 1957 год был отмечен появлением на свет одного из красивейших автомобилей всех времен – Mercedes-Benz 300 SL Roadster, младшего брата легенды 300 SL Gullwing. Впрочем, история этих автомобилей началась далеко не в 1957-м, а гораздо раньше…
Ответ из Штутгарта
В марте 1957-го, а именно с 14-го по 24-е, в Швейцарии, в Женеве, проходило очередное мотор-шоу, где как раз и был представлен Mercedes-Benz 300 SL Roadster. Спорткар (позволим себе этот англицизм, он вполне заслужен) носил заводское обозначение W198 II series и являлся ответом штутгартцев на высокотехнологичные спортивные машины конкурентов. Ответили мерседесовцы классно – автомобиль сразу пленил публику, на дилеров посыпались заказы.
Новая модель появилась не на пустом месте. Она стала продолжением W198 300 SL, знаменитейшего «Крыла чайки», Gullwing, поражавшего своей красотой современников и остающегося образцом стиля даже спустя полвека. А эта супермашина была, в свою очередь, продолжением чистокровных спортивных автомобилей, выступавших за заводскую команду на престижных международных соревнованиях. Управляли ими прославленные Стирлинг Мосс и Хуан-Мануэль Фанхио. При солидной энерговооруженности машины были довольно легкими благодаря кузовам, сделанным по большей части из алюминиевого листа. «Боевые» 300-е стали мечтой для многих фанатов марки. Но получить в свои руки настоящий спортивный автомобиль мог далеко не каждый.
На гражданке
Тогда у Mercedes-Benz и возникла идея выпустить гражданскую версию Gullwing. Сделали новую модель под индексом W198 относительно быстро. Премьера состоялась на спортивном мотор-шоу в Нью-Йорке. Американский рынок был более перспективным, нежели изможденный войной европейский. Технически автомобиль остался гоночным – своенравным, острым, не очень комфортным. Но таким притягательным! Особенно поразительными были двери – поднимающиеся вверх подобно крыльям птицы. Кто-то усматривал в них сходство с бабочкой, поэтому автомобиль получил ныне почти забытое прозвище Papillon. Но людям больше понравилось сравнение с чайкой, так 300 SL и был назван Gullwing. А появились эти чудесные двери в результате… технической проблемы. Из-за сложной пространственной рамы, лежавшей в основе кузова, сделать обычные распашные двери не представлялось возможным – каркас формировал высокие, объемные борта, каждый из порогов приходился на полуметровую высоту, и обеспечить удобную посадку с распашными дверями было бы невозможно. Поэтому и применили такое необычное техническое решение: петли поставили на крышу, оставив посредине нечто вроде хребта, а сами двери сделали c S-образным профилем, максимально легкими, применив для подъема упоры. Получилось красиво, но все же не очень удобно… Для того чтобы попасть в машину, приходилось сначала садиться на широкий порог, а затем разворачиваться, одновременно перекидывая ноги в салон. К тому же инженерам пришлось сделать откидывающимся большой (по моде 50-х) руль. На рулевой колонке был специальный барашек. И с вентиляцией возникли некоторые проблемы – сделать боковые стекла опускными невозможно, а форточки не всегда эффективны, тем более что из-за «горячего» спортивного двигателя летом в машине дышалось тяжело.
Но сам мотор был великолепен. Пришедший напрямую из автогонок, он поражал своими характеристиками. На первых порах рядная 3-литровая «шестерка», питание которой осуществляли три карбюратора, развивала 175 л.с. Позже инженеры применили непосредственный впрыск Bosch, с которым u1084 мощность поднялась до 215 л.с. (160 кВт) при 5800 об/мин. Крутящий момент – 275 Н.м при 4600 об/мин. Позже мощность подняли до 240 л.с. До 100 км/ч автомобиль мог разгоняться за 7 с, а максимальная скорость достигала 250– 260 км/ч! Это великолепие дополняла невероятно точная в работе 4-ступенчатая механическая коробка передач. Передняя подвеска была независимой, сзади – качающиеся полуоси. Прибавьте к этому низкий центр тяжести, отличную развесовку и острое управление – и получите портрет идеального спортивного автомобиля своего времени.
В главной роли
Популярности автомобилю было не занимать. В немалой степени успеху Gullwing способствовал Элвис Пресли, ездивший на «Крыле» во время службы в армии. Служил Пресли в Германии, поднимая престиж вооруженных сил США для обоих континентов.
Докатилась слава Gullwing и до нашей страны, правда позже – благодаря фильму «Мертвый сезон» с Донатасом Банионисом в главной роли. Невозможно забыть проезды Gullwing по пустынному пляжу и его резкий разворот в тюремном дворе… Никакой другой автомобиль того времени не подошел бы на эту роль лучше.
Говорят, идея родстера на базе 300 SL W198 была подана Максимиллианом (Макси) Хоффманом. Австриец по происхождению, Хоффман импортировал Mercedes-Benz в США с 1952 года и долго уговаривал европейский офис сделать новую версию машины, которая была бы не только удобнее, чем купе, но и ближе к родоначальнику – чистокровному гоночному родстеру.
Чтобы сделать эту машину, пришлось существенно изменить пространственную раму. Тем не менее большими двери не получились – каркас по-прежнему напоминал о себе. Открытый автомобиль был длиннее купе на 5 см и при этом на 100 кг тяжелее. На все колеса поставили дисковые тормоза. Летом 1958 года в продажу поступила жесткая съемная крыша. Mercedes-Benz 300 SL Roadster выпускали до 1964 года, сделав за это время 10 модификаций. А общее количество таких машин достигло 1858 штук.
Автомобили семейства 300 SL 1950-х годов очень популярны среди коллекционеров всего мира. В 1999 году модели дали титул «Автомобиль столетия». «Трехсотые» охотно покупают в свои гаражи знаменитости. Один из 300 SL был, например, в руках «хозяина» Формулы-1 Берни Экклстоуна. Сегодня есть такие машины и в России, и их владельцы по праву гордятся своими сокровищами.