Зимние каникулы
АВТОКЛУБ
ПРОБЕГ: Kia Rio, Hyundai Accent
ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ
ЮРИЙ НЕЧЕТОВ. ФОТО: ЮРИЙ НЕЧЕТОВ, АНАТОЛИЙ ФОМИН
Суета, новогодние куранты, шампанское, оливье, салют, горячее, танцы, горячительное, песни... Вопрос наутро: "Пап, а куда мы поедем? Каникулы же!" Да куда угодно! Махнем, например, на Урал - красоты посмотреть, на лыжах покататься, на параплане полетать. Заодно проверим на практике морозоустойчивость и иные качества пары "русских корейцев" - " КИА Рио" и " Хёндэ Акцент".
Да-а-а... Вот тебе и первое открытие: багажник хэтчбека " КИА Рио", больше похожего на универсал, хоть и не мал, но все же заметно уступает роскошному "трюму" VAZ 2111, правда, заводские характеристики приводят, считай, одинаковые объемы - 449 и 450 л соответственно. Сравнение напросилось не случайно: пару лет назад в таком же путешествии "одиннадцатая" вместила вещи и снаряжение пятерых горнолыжников, а "Рио" - лишь четверых, и то "забили" под крышу. Седану " Хёндэ Акцент" досталась роль грузовика. Двухметровый чехол с лыжами, протянувшийся из багажника в салон, заставил разложить заднее сиденье (увы, неразрезное) и загнать вперед правое кресло с отклоненной к панели спинкой. Кроме того, в машину загрузили огромный рюкзак с парапланом, пару канистр, вещи, инструмент и кое-какую мелочь. Свободным осталось единственное место - за рулем...
Владимирская область и первая заправка - литр "92-го" всего 9 руб. 30 коп.! В Двориках, что на 215-м километре Горьковского шоссе, вкусно, быстро и недорого перекусили - рекомендую. Ночевка в Нижнем Новгороде, назавтра - Чебоксары. Мелькают забавные названия населенных пунктов: Питекасы, Хыркасы, Крикакасы... Дорога чистая, машин на трассе М7 совсем мало, и мы бодро наматываем километры.
Надо сказать, на хорошем асфальте " Хёндэ Акцент" весьма комфортабелен: мягкая подвеска гасит толчки от редких дефектов покрытия, тихо бормочет мотор. А вот " КИА Рио" заметно жестче и шумнее. Даже на едва заметных трещинах кузов вздрагивает и отзывается звучным "бух!", а рык мотора из азартного быстро становится назойливым.
На объездной дороге вокруг Казани обнаруживаем указатели на Пермь и уходим по трассе Р242 на северо-восток. Арск, Малмыж и... ледовая переправа через Вятку. Причем только для легковых машин. Интересно, а если бы мы ехали на КамАЗе? Мечущиеся лучи фар выхватывают просеку в лесу, ледяные колеи с колдобинами и огромные сугробы по сторонам.
Здесь короткоходная подвеска "Акцента" запросила пощады и заставила сбросить скорость: не в силах погасить энергию толчков, она почти на каждый отзывалась лязгом ограничителей хода сжатия или отбоя. Да и низко расположенная носовая часть то и дело вспахивала снег буксирной проушиной. У "Рио" энергоемкость подвески выше, просвет больше, но другая беда: жесткие шипованные покрышки "Нордман" хотя и дают быстрые точные реакции на сухом покрытии, но в колее из-за резкого захвата плечом ее боковой стенки нестабильны и склонны к рысканию. Приходилось постоянно крутить руль, упреждая занос и прыгая из колеи в колею. Тем не менее, разок машину все же развернуло поперек, уткнув кормой в сугроб. А вот коллега вполне доволен своими колесами "Хаккапелита Q" - мягкие и податливые, они довольно аморфны на асфальте, зато буквально липнут к укатанному снегу и льду.
Кильмезь, Игра - здесь опять появляется дорога, машины, люди. Сторож на стоянке, увидев наши машины, интересуется: "Это те, что во Владивосток ездили?" Утром стартуем на Пермь - после диких мест, поселивших ощущение окраины мира, неожиданно очутились в большом современном городе. Отсюда в Кунгур, смотреть знаменитую Ледяную пещеру - эти места уже знакомы по экспедиции "Евразия-2000". От Чусового дорога поднимается вверх, петляет в горах. Лес, снег, темень и ни единого огонька вокруг. Кстати, об огоньках. В городе, когда вокруг витрины, фонари и фары, подсветка приборов должна быть яркой. А вот в такой непроглядной темени режет глаз, ее бы чуть притушить, да вот беда - регуляторов яркости ни у одного из "корейцев", к сожалению, нет.
Вот и Губаха. Здесь несколько дней отдыхаем, катаемся на лыжах, наблюдая за падающим столбиком термометра. Утром контрольный пуск: -19°С - порядок, -24° - нормально. Похоже, двигатели до столь низкой температуры остывать не успевают: ведь при повторных испытаниях в морозильной камере (уже с маслом вязкостью 5W30) мотор " Хёндэ Акцент" все же пустился при
-20°С, измеренных именно по маслу в двигателе, а при -25°С забастовал. Эта машина требует более длительного прогрева перед началом движения: холодный "автомат" переключается резко, с заметным рывком. Дальше - поездка по окрестностям с обязательным посещением шиномонтажа - пробитое колесо КИА травило, пока не поставили в него камеру.
Вечером многоопытный в метеорологии пилот параплана, глядя на вызвездившееся небо и уходящие ввысь столбы дыма из труб коксохимического комбината, мрачно пробубнил: "Завтра будет холодно". Мягко сказано! Утром нам уезжать, а тут минус тридцать, и... мотор "Акцента" выдает лишь несколько чахлых вспышек. Обычная в таких случаях суета с "прикуриванием" от уверенно заурчавшего "Рио", с прокаливанием свечей ничего не дает, кроме посиневших носов и рук. Делать нечего, тянем захандрившую машину в теплый бокс автобусного парка, где через четыре часа она оживает как ни в чем не бывало. Прогноз обещает дальнейшее похолодание, поэтому вечером трогаемся в обратную дорогу, так и не расчехлив параплан.
Салоны "корейцев" оказались достаточно теплыми - в мороз хватало лишь второй скорости вентиляторов, чтобы даже сзади было уютно, хотя боковые стекла все же обмерзали. Так что лабораторные измерения эффективности отопления, на которых " КИА Рио" легко перекрыл нормативы, подтвердились на практике (" Хёндэ Акцент" до этих испытаний, проводимых при
-25°С, не дошел). Любопытное решение: при включении обдува ветрового стекла на обеих машинах, судя по индикации, автоматически пускается кондиционер. На КИА все так и есть, а "холодильник" при желании можно выключить или включить принудительно. А на "Хёндэ"... Мы так и не постигли неуловимой взаимосвязи между самим кондиционером, кнопкой его включения, индикатором и ручкой распределения воздушных потоков.
От Чусового идем по строящейся дороге на Полазну-Пермь, срезая сотню километров. Ночевка в Игре: экипажи в гостинице, " КИА Рио" на улице, " Хёндэ Акцент" в теплом гараже. Утром около тридцати - без проблем пускаем моторы и сворачиваем на северо-запад. Вечером под Кировом нас обгоняет, прыгая на колдобинах, "десятка" и мигает "аварийкой". Останавливаемся: "Из "За рулем"? Правда?! Здорово!!! Напишите, какие у нас тут отвратительные дороги". Действительно, дороги в Кировской области хуже некуда. Здесь мы потеряли три из четырех задних брызговиков на наших машинах. Впрочем, удивляться нечему: очень жесткие, они свисают довольно низко и закреплены хлипкими пластиковыми пистонами. Кочка повыше - и брызговика как не бывало. А хорошая дорога - вот она: широкое ровное шоссе начинается сразу за пышнорогим оленем на стеле "Нижегородская область".
Только разогнались - пропала тяга и задергался мотор у " КИА Рио". С пятой передачи пришлось перейти на четвертую, затем на третью. Троит? Симптомы похожи. Встали под фонарем, открыли капот, сняли декоративную крышку силового агрегата, разгрузили багажник, чтобы достать запасные свечи - они, естественно, оказались на самом дне, в нише запасного колеса. За суетой миновало с четверть часа. Чтобы уточнить диагноз, включаем стартер - и, о чудо! - мотор заработал как ни в чем не бывало! Поразмыслив, пришли к выводу, что на морозе, скорее всего, обмерз впускной тракт, а на стоянке лед растаял от тепла двигателя.
Сутки спустя на въезде в Москву одометры высветили круглые четыре тысячи километров нашего новогоднего путешествия, а счетчик бензоколонки отсчитал последние литры топлива. В среднем расход "92-го" бензина составил у " Хёндэ Акцент" 7,2 л/100 км - очень хорошо для машины с гидромеханическим "автоматом". Впрочем, здесь немалая заслуга спокойного, аккуратного водителя, да и пустые шоссе позволяли легко поддерживать равномерный экономичный режим. У " КИА Рио" аппетит оказался не столь скромный - ровно 8,0 л на сотню. Вроде вместе ехали, по одной дороге... Впрочем, дорог впереди еще много, они-то и расставят все точки над "i".
За ночь машины превращались в сугробы. Не беда - лишь бы завелись!
Ноу-хау - в отсутствие мойки машину чистим снегом!
Практическая аэродинамика: спереди у обеих машин одинаково четко очерченные зоны загрязнения.
Монумент с распростертыми руками на въезде в Кунгур напоминает гигантскую статую Христа в Лиссабоне.
Замерзший водопад и кристаллы в Ледяной пещере не тают даже летом.
Иногда мы встречали очень симпатичных Дедов Морозов.
Отогревшийся в теплом боксе "Акцент" ожил лишь к вечеру.
Сугробы в рост человека - здесь вам не Корея...
КАЖДОЙ КАШЕ - СВОЕ МАСЛО
Напомним, что в аэроклиматической камере " Хёндэ Акцент" отказался заводиться при -20°С (ЗР, 2004, № 1). Исследование масел подтвердило их соответствие ГОСТам, а ведь именно эксплуатационные жидкости мы поначалу считали причиной провала. Залитое на сервисе моторное масло, класса вязкости SAE 10W40 имеет кинематическую вязкость при 100°С 13,4 мм2/с (допустимый диапазон 12,5-16,3 мм2/с), динамическую вязкость при -25°С 3958 мПа.c (не выше 7000 мПа.c) и температуру застывания -30°С (не выше -30°С). Заводское масло для автоматических коробок передач (ATF) при -20°С показало кинематическую вязкость 1063 мПа.c (типичное значение 1280 мПа.c) и застыло при -47°С (допускается не выше -40°С).
При повторных испытаниях с маслом 5W30 мотор "Акцента" уверенно пустился при -20°С, хотя пусковые параметры практически не изменились. А вот барьер в -25°С " Хёндэ Акцент" так и не взял, даже с двумя дополнительными аккумуляторами.