Приморский парадокс

Приморский парадокс

Волна повального увлечения новыми иномарками, в том числе российской сборки, идущая с Запада, разбилась где-то на Байкале, так и не дойдя до Приморья. Нет, ее освежающие брызги долетели до Владивостока, но на фоне автомобильного бума в Западной России их нельзя назвать иначе, как слезами.

Год назад, когда в краевом центре приморские автомобилисты готовились воздвигать баррикады в защиту своего права на правый руль, а правительство всерьез обсуждало возможност ликвидации дальневосточного авторынка, наиболее продвинутые коммерческие структуры одна за другой объявляли о планах открытия в заповеднике японского секонд-хэнда представительств компаний, предлагающих потребителю европейский левый руль.

Во Владивостоке появился Ford, открылось представительство Renault, распахнул свои двери шоу-рум Mercedes-Benz. А чуть раньше начал работу официальный дистрибьютор Hyundai, занимающийся, правда, не легковушками, а грузовиками. Сюда же подключился Nissan, который на пару с Summit Motors, реализующей автомобили Toyota, представляет официальные версии давно знакомых дальневосточникам «японок».

На презентациях и открытиях много говорилось о перспективах и радужных горизонтах нового для Приморья явления. Прошло время. Как сегодня обстоят дела у продавцов леворульных авто?

Левый марш

Судя по представленной дилерами статистике, в наиболее благоприятных условиях сегодня находится компания «Альтаир-Авто», официальный дилер марки Mercedes-Benz в Приморье. За весьма небольшой срок, прошедший с момента открытия салона в феврале нынешнего года, компания сумела реализовать 130 автомобилей. Путем несложных математических подсчетов легко выяснить, что в месяц в Приморье продается 16 Mercedes. Причем, если судить по тем, что встречаются на дорогах Владивостока, весьма высокого ценового диапазона. Хотя в ассортименте компании есть и более скромные модели класса А (они тоже продаются, правда, не так активно).

Другой свежий игрок – компания «Альфа Влад Авто», которая представляет на Дальнем Востоке компанию Nissan Motor. По словам ее генерального директора, за месяц им удается продать 10 машин. В основном это внедорожники Nissan Patrol, которые пользуются на Дальнем Востоке заслуженным уважением еще с тех времен, когда их, тогда еще Nissan Safari, начали ввозить моряки из Японии. Автомобили расходятся по всему региону, и «Альфа Влад Авто» даже выигрывала тендеры на поставку машин в Якутск и Хабаровск.

Основными покупателями дорогих внедорожников, как и прежде, остаются корпоративные клиенты. Частник предпочитает авторынок, где можно приобрести подержанное авто за меньшие деньги. Особенно ярко это видно на примере легковушек. Тот же Nissan Micra в салоне стоит от $18 тыс. А «Зеленка» предлагает праворульный аналог March всего за $8 тыс. Как говорится, почувствуйте разницу. Поэтому частник, как правило, идет в салон только в том случае, если не находит подходящего предложения на рынке. Так бывает с новинками: у «Альфа Влад Авто» таким вариантом стали индивидуальные заказы на Nissan Qashqai.

4WD forever

Говоря о структуре продаж владивостокских автосалонов, нельзя не отметить, что основными хитами повсеместно являются автомобили повышенной проходимости.

Например, у компании «Хабиба», предлагающей на местном рынке автомобили Ford, это модели Ranger и Explorer, причем весьма демократичные цены сделали их покупку популярной не только среди пресловутых корпоративных клиентов, но и у частных лиц. Пикап Ranger можно приобрести за $23 тыс., а полноразмерный люксовый Explorer – за $44 тыс. А вот мегапопулярный в Европейской России Ford Focus плетется в хвосте продаж. Здесь та же ситуация, что и с Nissan: достойных конкурентов на «Зеленом Углу» пруд пруди, а цены в два-три раза ниже. Поэтому и успехи Ford в Приморье достаточно скромны – с момента открытия представительства реализовано немногим более 80 автомобилей.

Византийский рынок

Один из самых старых деятелей приморского авторынка компания Summit Motors держит показатели продаж в строгом секрете.

По словам менеджера автомобильного департамента Александра Ковтуна, данными цифрами владеет лишь один человек в компании – представитель японской стороны этого совместного предприятия, и для того чтобы узнать, сколько продано Toyota, необходим письменный запрос на его имя. В распоряжении автомобильного департамента находятся лишь данные по общему числу официальных продаж автомобилей марки Toyota в России – что-то около 110 тысяч штук.

Довольно странная на фоне декларируемой прозрачности информационная закрытость Summit Motors объясняется, похоже, преобладанием в структуре продаж Land Cruiser 100, которые, как известно, весьма популярны в среде криминально-политического бомонда. Покупателями этих внедорожников являются не только юридические, но и физические лица. Последние не обязательно могут быть обеспеченными людьми: не редкость схемы, когда дорогие авто с целью оптимизации налогообложения приобретаются на подставных лиц. Впрочем, касается это в большей мере именно престижных Land Cruiser, тогда как в ассортименте Summit Motors есть и более демократичные варианты, например Toyota Camry. Этих машин уже немало во Владивостоке, а из Приморья они вывозятся в другие регионы. На Снеговой, неподалеку от офиса Summit Motors, иногда встречаются оклеенные малярным скотчем новенькие машины, готовящиеся к перегону самоходом по знаменитой строящейся «федералке».

А Васька слушает да ест

В то время как новые авто из Владивостока уходят на запад, с востока, из Японии, прибывают очередные партии секонд-хэнда. Несмотря на появление «леворукой» альтернативы, массовый приморский потребитель остается верен сделанному когда-то выбору. А на вопрос, почему он предпочитает б/у, когда уже есть возможность приобрести новый автомобиль, причем в кредит, отвечает, что пока не настолько богат, чтобы пойти за машиной в автосалон. Выходит, что декларируемый с экранов телевизоров рост благосостояния – фикция?

Подпишитесь на «За рулем» в