По другую сторону

По другую сторону

Тринадцатое октября 2007 года навсегда останется в памяти тех, кто вышел в этот день на старт авторалли «Золотая осень». Уссурийский этап чемпионата Дальнего Востока по авторалли обещал войти в современную историю дальневосточного автоспорта как самый массовый по количеству участников и самый острый по накалу борьбы на трассе, но вместо этого он стал одной из самых драматических страниц приморского ралли за всю его более чем тридцатилетнюю историю.

Начиналось все по заведенной традиции с открытия гонки на центральной площади Уссурийска: на трассу вышли и наделенные титулами мастера, и дебютанты уссурийских дорог из Владивостока, Хабаровска, Благовещенска и Якутска. Всетаки предпоследний этап... На призовые места по итогам сезона претендентов немало.

На скорости…

Те из наших соотечественников, кто выбрал из множества технических видов спорта ралли, бесспорно, люди особого склада характера. Они не считают свой спорт экстремальным и не хотят, чтобы их записывали в ряды безбашенных сорвиголов. Для них гонки – это не просто хобби или способ покрасоваться на публике, но ритм жизни. Для многих ралли давно уже стали судьбой, и все, что происходит до или после автомобильных состязаний, воспринимается как подготовка или отработка спортивных моментов.

Поначалу, выходя на старт, никто из них и не подозревает, что совсем скоро им придется познать ту страшную сторону гонок, о которой все знают, но стараются забыть за рулем машины.

…В самом начале второго дня гонки между поселками Линевичи и Утесным случилась авария: автомобиль уссурийского экипажа Сапонов – Мацак на высокой скорости врезался под прямым углом в каменистый берег реки. Удар стал фатальным для пилота Владимира Сапонова, который не приходя в сознание скончался на месте катастрофы. Его штурман Кирилл Мацак был эвакуирован в больницу, и сегодня его жизни уже ничто не угрожает.

Судьба распорядилась так, что нам с Олегом Кабаликом выпала участь находиться совсем рядом с местом, где случилась авария. Олег снимал видеокамерой все, что происходило, до тех пор, пока не понадобилась его помощь во время спасения экипажа.

Почему?

Заранее отвечаю на все возможные вопросы, которые волнуют неравнодушных к событию людей.

По моему мнению, авария произошла из-за того, что на входе в поворот Володя недостаточно верно оценил крутизну виража и потому не успел погасить скорость до безопасного уровня. Отсюда потеря сцепления колес с дорогой и вылет за пределы проезжей части.

Черепно-мозговую травму Володя получил из-за того, что машина вошла в берег почти под прямым углом: скорость мгновенно снизилась с сотни до нуля. Пожалуй, это самая опасная ситуация, какая только может случиться. По словам врача, у пилота произошел перелом основания черепа.

Поверьте, за семь лет работы в автоспортивной журналистике я уж повидал аварий, были и пострашнее, тем не менее экипажи оставались целы. Спортивный автомобиль для ралли – это не карточный домик. Дуги безопасности повышают жесткость кузова как минимум в два раза и даже в самых страшных авариях позволяют сохранить жизненное пространство в салоне. Каркас безопасности в Mitsubishi Lancer Володи Сапонова выдержал удар! Даже осталось целым ветровое стекло (позже его разбил Сергей Заикин). Нередко из-за смещения педального узла водитель может сломать кости ног, так вот их смещение было минимальным, и вообще при осмотре салона я не обнаружил ни одного острого куска пластика или металла, о который можно было пораниться. Салон и каркас были в идеальном доаварийном состоянии!

И еще. Я был на месте и видел все от начала и до конца, держал в руках оба шлема (водительский и штурманский) – штурманский был совершенно целым. На шлеме Володи был поврежден козырек, но никаких вмятин или трещин на самом шлеме не было. По поводу ремней безопасности: Володя был затянут ровно так, как положено экипажу во время гонки, и даже после ужасного удара о камни и переворота он оставался в кресле. Его ремни отстегнул по моей просьбе штурман Кирилл Мацак после того, как в подкапотном пространстве стал полыхать пожар – мало ли, а вдруг нужно будет быстро вытащить Володю из салона! Потом уже, потушив пламя и поставив машину на колеса, мы (Дмитрий Борисов, Сергей Заикин, Тимофей Гостищев, Олег Кабалик) решили не вытаскивать пилота до приезда врачей. У нас не было ничего из того, что могло помочь Володе. Но это не главное. Дело в том, что он не подавал признаков жизни, а потоки крови из носа, рта и ушей говорили о сильном внутреннем кровотечении, которое происходит при повреждении органов. Думаю, он умер сразу. По крайней мере, очень быстро и без мучений: в себя он не приходил ни на секунду.

Был ли у Володи шанс остаться живым? Да, и в этом ему мог помочь специальный индивидуальный подголовник HANS (Head And Neck restraint System). Однако сейчас эта система все еще дорого стоит, и у нас в Приморье HANS есть только у одного экипажа. Возможно, когда-нибудь цены упадут или мы разбогатеем и экипируемся этой системой… Пока же остается надеяться на благосклонность судьбы, которая упасет гонщиков от жестких столкновений, сопровождающихся мгновенной остановкой на препятствии.

Люди помнят

И последнее. От лица Приморской автомобильной федерации и от себя лично хочу поблагодарить Сергея Заикина и Тимофея Гостищева (команда «Дилижанс»), Кирилла Мацака, Олега Кабалика (оператор программы «Автоальбом-спорт») за то, что они не спасовали и делали все от них зависящее. Для меня честь жить рядом с такими людьми.

Человек жив, пока его помнят. Володю будут помнить его семья, дети и друзья по гонкам.

Подпишитесь на «За рулем» в