Шиномонтаж

Шиномонтаж

На вопросы читателей отвечает Сергей Лось, ведущий специалист торгово-сервисных центров «АВ-ТО»

– Что такое дождевые шины и в каком случае их нужно покупать?

– Дождевые шины, или, как их еще называют, аквапокрышки, – самая молодая группа в шинной классификации. Они появились в 70-х годах – в виде патентов и идей, потом на Формуле-1 и только в начале 90-х поступили в массовую продажу. Теперь все ведущие шинопроизводители непременно разрабатывают и выпускают хотя бы одну дождевую модель.

Дождевая шина – это резина, как правило, низкого профиля (185/60 и 195/50). Самый характерный, главный элемент протектора аквапокрышки – глубокий водоэвакуационный канал, делящий шину вдоль на два полушиния, отчего получаются как бы две узкие шины в одной широкой. От центрального желоба идут к краям косо нарезанные поперечные канавки – стрелообразные направленные профили с уходящими к боковине каналами, по которым вода выбрасывается из пятна контакта.

Особенно эффективен направленный рисунок протектора, когда водоотводы образуют елочку (пример – Nokian NRH2, Nokian NRV, Goodyear Eagle Ventura, Fulda Carat Extremo). При вхождении вершины этой елочки в начало контакта покрышки с дорогой вода вытесняется по ее «ветвям» назад и в стороны от шины. Но если при монтаже покрышки с направленным рисунком протектора на диск по ошибке установить рисунок перевернутым, то вода будет не вытесняться, а, наоборот, закачиваться от боковин к центру пятна контакта с малоприятными последствиями.

Единой стандартной маркировки для аквапокрышек нет. Некоторые производители иногда вводят в название модели слова аqua или rain («дождь»), что, впрочем, не является обязательным.

Хотя не стоит бежать и срочно покупать дождевую резину, если вы не фанат спортивной езды. Во-первых, у аквашин цена более высокая, чем у обычных. Во-вторых, аквашина обладает ярко выраженным спортивным характером, отчего приходится жертвовать комфортом – особенности рисунка протектора аквапокрышек делают шины более шумными. Впрочем, в последнем поколении аквашин многие производители применили рисунок асимметричного расположения, что снижает шумность при той же степени надежности. Но главное, приоритет одного из свойств снижает качествадругих: на сухой дороге дождевые шины ведут себя гораздо хуже, чем обыкновенные летние.

– Холодная шина – что это?

– Холодная шина – шина, отремонтированная по технологии холодного восстановления. В результате использования стирается верхний слой, а самый дорогостоящий внутренний еще вполне годен к эксплуатации. Соответственно восстанавливают верхний резиновый слой шины (протектор). Пробег восстановленного колеса достигает 90–95% пробега нового.

Стоимость восстановления одного колеса составляет 5–6 тыс. руб. Поэтому нет никакого смысла восстанавливать легковые шины. А вот при стоимости нового грузового или полугрузового колеса до 15 тыс. руб. на восстановлении можно сэкономить около 60%. Отечественные каркасы слишком непрочные и для восстановления не подходят – срока службы хватает только на один пробег (150–200 тыс. км). Импортные каркасы, такие как Michelin, Kormoran, Kleber, BFGoodrich, рассчитаны на 500 тыс. км и больше. Поэтому ресурс импортного каркаса позволяет делать даже два восстановления.

– Что такое аквапланирование?

– Многие путают два явления: аквапланирование и скольжение. На твердом сухом покрытии (асфальт, бетон) сцепление шин обусловливается взаимодействием элементов протектора шины с микронеровностями дорожного покрытия. При смачивании покрытия водой сцепление шин с дорогой уменьшается в два раза, что объясняется образованием водяной пленки с частицами пыли и грунта, которая разделяет трущиеся поверхности, ослабляя тем самым взаимодействие шин и покрытия. Скольжение чаще всего возникает в самом начале дождя, когда первые капли смешиваются с дорожной пылью, частицами грунта, остатками несгоревшего бензина и мельчайшими каплями различных автомобильных жидкостей – дорога становится похожей на сковородку, смазанную маслом. Скольжение может возникнуть на любой скорости вследствие резкого маневра или торможения. Аквапланирование возникает только на большой скорости, и машина тогда не управляется вообще, так как контакт протектора с дорогой отсутствует вовсе.

При движении автомобиля по дороге, покрытой слоем воды, каждая покрышка выдавливает воду из пятна контакта, образуя перед собой водяной клин.По мере увеличения скорости увеличивается количество выдавленной воды. Водяной клин растет, шина все больше всплывает над дорожным покрытием. Когда скорость достигнет критического значения и между шиной и покрытием будет сплошной слой воды, автомобиль потеряет контакт с дорогой и станет неуправляемым. Это явление и называется аквапланированием. Если под колесами зеркально гладкий мокрый автобан, риск возникновения аквапланирования неизмеримо выше, нежели на крупнозернистом асфальтобетоне.

При аквапланировании даже самые современные системы ABS и DSC оказываются бессильны, поскольку на величину силы трения протектора с дорогой электроника влиять не в состоянии. И решающими тут оказываются именно свойства шины: качество резины, остаточная глубина протектора, тип шин (широкая резина больше планирует, более жесткие шины лучше держат дорогу).

Аквапланирование возможно в любой стадии дождя. Или просто при въезде в длинную лужу на высокой скорости. Нажатие педали тормоза ожидаемого эффекта не принесет, а иногда может и ухудшить ситуацию. Водитель по привычке пытается бороться с заносом и скорректировать траекторию плывущей машины. Однако делать это бессмысленно из-за отсутствия сцепления с дорогой. Кроме того, выезд из лужи на вывернутых вбок колесах закончится резким и быстрым заносом, но теперь уже при высоком коэффициенте сцепления.

– Как влияет глубина протектора на функции шины?

– Критическая глубина износа протектора – 4 мм. Уже этого достаточно для того, чтобы сорваться в штопор. Про лысую резину даже речь не идет. На мокрой или скользкой дороге стершийся протектор – мина замедленного действия. Эффект аквапланирования возникает при толщине водяного слоя всего 5–8 мм. Малая глубина канавок лысеющего колеса не в состоянии быстро освобождать зону контакта от воды. Изношенные шины даже при водяной пленке всего в 1 мм и скорости около 100 км/ч не смогут эффективно вытеснять влагу из-под колеса. Вал воды постепенно будет превращаться в увеличивающийся водяной клин. Он оторвет шину от дорожной поверхности, автомобиль поплывет.

Аквапланирование начинается по-разному на машинах с разными типами привода. У заднеприводного автомобиля этот эффект наблюдается вначале на передней оси, поэтому опытные шиномонтажники и советуют ставить более новую резину на передние колеса. А у переднеприводного автомобиля, как правило, начинается с задних колес. Поскольку передние являются ведущими и вытягивают автомобиль, водитель может ничего подозрительного и не заметить.

Однако самое незначительное притормаживание, даже сброс газа способны развернуть машину. Соответственно надо ставить лучшую резину на задние колеса.

Подпишитесь на «За рулем» в