Ближе к пику

Ближе к пику

Очередной рекорд российского рынка новых автомобилей – 2,35 млн. проданных в прошлом году машин. Если сравнить с позапрошлогодними 1,7 млн., прирост составляет 37%– больше, чем когда-либо! И это несмотря на то, что конец года запомнился некоторым замедлением темпов роста, а то и просто спадом, вызванным кризисом системы кредитования.

Дилеры иностранных марок реализовали в России более 1,6 млн. автомобилей – на 62%, или 626 тыс. машин, больше, чем годом ранее. А исконно наши марки разошлись тиражом 746 тыс., причем тоже с прибылью – в 7%! Но доля иномарок все выше: если год назад иностранные бренды только вырвались вперед (59% против 41), то теперь разрыв еще больше: 68 и 32%. По сравнению с послекризисным 1999 годом объемы сбыта увеличились в 2,9 раза, а количество иномарок в стране – в 40 раз!

В 2007 году на новые легковые автомобили россияне потратили $47,3 млрд., то есть емкость рынка в денежном выражении увеличилась на $19 млрд., или 67%. И дело не только в росте продаж как таковых, но и в качественных изменениях. Если в 2004 году условная средняя стоимость одного автомобиля оценивалась в $11 000, а год назад составляла $16 550, то теперь она выросла до $19 200. Доходы растут, а машины дорожают, да и дилеры, чувствуя конъюнктуру, везут все меньше базовых и недорогих версий. К тому же объем выданных в 2007 году автокредитов вырос на 78% (эксперты Альфа-Банка оценивают его в $16 млрд.). Впрочем, некоторые специалисты говорят о том, что машины… фактически подешевели: если рублевые цены прибавляли в среднем по 5%, то инфляция обесценила рубль примерно на 11%, следовательно, покупка авто стала чуточку выгоднее.

Между тем даже нынешние 200 автомобилей на 1000 жителей – показатель небольшой. В развитых странах вроде США, Японии, Германии и Кореи на тысячу человек приходится 600–750 машин. Но прямые аналогии неуместны – эксперты прогнозируют, что резкий рост российского парка остановится на уровне 300–400 автомобилей на тысячу жителей, причем произойдет это уже в ближайшее десятилетие.

Впрочем, специалисты весьма осторожны в прогнозах. Например, участники Ассоциации европейского бизнеса, куда входят главы большинства представительств, строят планы на 2,55 млн. машин в 2008 году, 2,9 млн. – в 2010-м, и далее ровный рост вплоть до 3,5 млн. в 2015-м. В самом консервативном прогнозе PricewaterhouseCoopers пик продаж приходится на 2010 год, когда Россия поглотит 3,2 млн. новых автомобилей, после чего объемы ежегодных продаж начнут потихоньку снижаться и стабилизируются на нынешнем уровне. Но если экономика страны пойдет вверх столь же быстрыми темпами, то… темпы роста все равно будут снижаться, а пик в таком случае прогнозируется на 2012–2014 годы при невероятных 5,5 млн. машин в год!

Продавать помогают и региональные дилеры – активнее других автомобили потребляют Сибирь, Урал, Ростов, Краснодар и Кавказ. Но больше всего в количественном и качественном выражении продается в столицах: на долю Москвы и Московской области приходится 25,9% всех иномарок, зарегистрированных на территории России; еще 9,2% находятся в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Впрочем, столичные дилеры продают много больше, чем поглощает Москва, – по некоторым оценкам, только половина купленных в столице машин получает московскую прописку, остальные уходят в область и регионы. Кроме того, в ушедшем году на территорию России ввезено еще и 380 тыс. подержанных иномарок (на 46% больше). Но это скорее заслуга восточных регионов, где пока нет развитых дилерских сетей.

С ростом доходов обновляется и парк. Если в Европе средний возраст легковых автомобилей составляет 8 лет, то в нашей стране он превышает 12-летний рубеж. Правда, парк иномарок, которые вошли в нашу жизнь сравнительно недавно, у нас куда моложе – 8,7 года и продолжает молодеть с ростом объемов продаж.

Увы, безумный спрос оборачивается и против потребителя: очереди на машины,очереди в автосервисах, дикие цены на страховку… А кредитный кризис конца года показал, что обалдевшие от денежного потока дилеры уже разучились продавать машины – декабрьский спад отчасти и их вина.

Наши и…

Отечественные заводы реализовали 746 тыс. машин. На нашемарки россияне потратили $6,5 млрд. АВТОВАЗ долго еще будет лидером рынка, а 2007 год можно даже назвать успешным– российский флагман реализовал 663,5 тыс. машин, прибавив 6%. Бренд Lada остается самым массовым даже в Москве, занимая примерно 15% столичного рынка (ближе только Ford с 10%)! Приподнять спрос помогли новые модели: хорошо пошел седан Priora (57 823), который мы в рамках обзора включаем вместо ушедшего ВАЗ-2110 в состав десятого семейства (180 353). Новые модификации Kalina (78 550) надежно удержали семейство на первом месте класса B. «Классика» (188 130) и Samara (187 643), кажется, останутся на рынке вечно. Продаваемые под маркой Иж «четверки» из Ижевска мы считаем отдельно – год назад дефицитные, ныне они разошлись в количестве 20 342 экземпляра.

К сожалению, точных данных об объемах сбыта легковых «Волг» в декабре найти не удалось, поэтому годовая цифра 36 тыс. машин основана на анализе продаж в течение 11 месяцев с учетом декабрьских темпов. Если она верна, ГАЗ потерял 18% покупателей легковых моделей. Но впереди запуск седана Siber, сиречь локализованного Chrysler Sebring. Немного, до 26 241 штуки (плюс 11%), увеличил объемы сбыта УАЗ, причем Hunter (15 060) продается в полтора раза лучше, чем Patriot (10 369). А что происходит у дилеров СеАЗа, понять трудно – в годовой отчет попало всего 13 малышек «Ока», хотя выпуск обновленных машин с китайскими моторами налажен год назад.

Убить российский автопром китайскому пока не под силу – все марки Поднебесной, вместе взятые, реализовали 51 тыс. автомобилей. Но рост на 258% впечатляет. Самую большую прибавку дала Chery, продав 37 120 машин, почти в 3,5 раза больше, чем год назад. Спрос на внедорожники и пикапы Great Wall растет медленнее рынка (6047, +26%), но BYD (2566) и Hafei (2246) находят все больше покупателей. Новые марки вроде Lifan (300) и Brilliance (339) погоды пока не делают.

Лидеры и аутсайдеры

Четверть из 1,6 млн. проданных иномарок изготовлены в России – локальные производства выдали 440 тыс. машин против 280 тыс. годом ранее. А в 2009 году, когда вступят в строй еще несколько предприятий, их будет заметно больше. Интересно, не просчитались ли автопромышленники, спешно приняв решения и ринувшись в Россию? Грядущее вступление России в ВТО означает снижение ввозных пошлин, а повышение уровня жизни россиян влечет увеличение аппетитов рабочих локальных предприятий – еще одним трендом ушедшего года стало зарождение забастовочного движения. Впрочем, производители пока спокойны. Ведь по объемам реализации новых машин мы вышли на третье место в Европе, пропустив вперед только традиционно автомобилизированные Германию и Великобританию. Россия становится одним из приоритетных рынков для всех производителей – и вот уже мы справляем локальные премьеры одновременно с мировыми. Есть смысл рисковать!

Пока же те, кто встал на путь локализации, побеждают с явным преимуществом: шесть из десяти иностранных брендов первой десятки имеют сборочные заводы на территории России, остальные намерены запустить местное производство в ближайшие годы. Все лидеры демонстрируют завидное постоянство (см. диаграмму). А удивил Opel, рванувший с 15-го на 11-е место среди всех марок с прибавкой 232%! Похоже, российское представительство General Motors выбило хорошие квоты на Astra (29 082) и Corsa (17 025). В 2,5 раза больше продано автомобилей Honda (38 631), а погоду делают Civic (14 880) и Accord (11 284).

Одна из основных примет 2007 года – расширение предложения. Большинство новых брендов пока рекордов не ставят, но растут быстро. Например, FIAT после вялого прошлогоднего старта вырос в 10 раз (15 001), пусть и за счет бюджетного седана Albea (10 693). «Соседний» SsangYong (11 277) продается вдвое лучше, причем берут все модели. Заметным явлением в люкс-сегменте стала марка Infiniti (5540), а вот Dodge (2581) играет в основном на более доступном поле. Alfa Romeo (808) и SEAT (248) запланированных объемов не достигли, хотя на рынке о себе заявили.

Явных аутсайдеров два: Citroen (10 580, –7%) и Chrysler (1165, –16%). Первый остается маркой для энтузиастов и неплохо продает только семейство C4. Карты наверняка сбила реорганизация (российские представительства Citroen и Peugeot объединяются), но в колоде скоро появится новый C5. У Chrysler после развода с Daimler свои пертурбации, но запаса нет, а новый Sebring не пошел вовсе (313 машин). Grand Voyager следующего поколения едва ли переломит ситуацию.

Сегментация

Самый большой спрос в России по-прежнему находят машины класса C, но ушедший год сократил его долю в общем объеме с 48 до 42%. Виной тому быстрый рост младшего класса B, которому теперь принадлежит не 12, а 18%. Распределение спроса в иных секторах рынка в целом остается стабильным. Лидеры сегментов – в наших таблицах, комментарии ниже.

В младшей группе A который год подряд наблюдается гегемония Daewoo Matiz – почти шестикратное превосходство над ближайшим конкурентом KIA Picanto. Рядом Chevrolet Spark, далекую группу преследователей возглавляет дорогой, но пришедшийся ко двору малыш Peugeot 107. А вот экстравагантный Peugeot 1007 с рынка ушел – нет спроса.

Если не считать устаревших моделей ВАЗа, класс B возглавляет Kalina – спасибо новым кузовам и комплектациям. Дальше сплошь локализованные иномарки. Обещанного три года назад рестайлинга Daewoo Nexia, наверное, не будет никогда, но машину все-таки берут. А лучший из импортированных Ford Fusion уже дышит в спину. На отшибе – вернувшийся на рынок Hyundai Verna и FIAT Grande Punto.

Десятое семейство вместе с Lada Priora можно с натяжкой отнести к сегменту C. Иных конкурентов у Ford Focus нет – подорожавший Mitsubishi Lancer занимает третье место только в компании с предыдущей моделью, которая продавалась в 1,5 раза лучше, а новая Toyota Corolla расположилась вверху списка только с учетом хэтчбеков Auris. KIA cee’d оказался куда интереснее, чем Cerato. А вот Dodge Caliber быстро сдулся,уйдя в конец списка. Премиум-бренды в классе представлены слабо, заметно лишь семейство Volvo S40/V50.

Toyota Avensis – машина уже преклонного возраста, поэтому в нынешнем году скорее всего уступит лидерство новой Mazda6. А новый Audi A4, скорее всего, легко удержит первое место среди премиум-брендов.

«Волга» и Toyota Camry недосягаемы для конкурентов сегмента E, зато вырос интерес к новичкам Nissan Teana и Mitsubishi Galant. Много лучше расходится старый Skoda Superb, а вот авангардные Peugeot 607, Citroen C6 и Renault Vel Satis продаются едва-едва. Хотя вообще это вотчина большой немецкой тройки, догнать которую с трудом пытается Lexus GS.

Лидер сегмента F не первый год известен заранее: только Mercedes-Benz S-Klasse. Но есть и новая сила – Lexus LS задвинул и Audi A8, и «семерку» BMW. VW Phaeton хорош, да бренд не тот. В отсутствие данных о продажах Ford C-MAX единоличным лидером класса компактвэнов признается Opel Zafira. Но устаревшие по всем параметрам «корейцы» Chevrolet Rezzo и Hyundai Matrix продаются будто бы назло всем. Жаль, красавец Citroen С4 Picasso слишком дорог.

Сегментировать внедорожники очень сложно, но мы попытались выделить три группы с сильной конкуренцией: пикапы, компактные кроссоверы и большие внедорожники люксовых брендов. Лидеры знакомы, результаты в таблицах.

Подпишитесь на «За рулем» в